Был ли Тобол судоходным... | Уральский меридиан
Ноябрь 2016_496

Река Тобол, сколько копий было сломано из-за нее в ХIХ начале ХХ веков.

В ХVIII веке Тобол был судоходным, на небольших лодках крестьяне перевозили зерно в Тобольск и другие близлежащие города. Но с каждым десятилетием Тобол все больше мелел. Во многом этому способствовали многочисленные мельницы, стоявшие вокруг Кургана. Зато в Тоболе было много разной рыбы: нельма, стерлядь, сырок, язь, налим, щука, линь, окунь, ерши, чебаки, ельцы, пескари.

Ссыльный поселенец И. Завалишин писал в 1848 году:

«В Кургане есть маленькая городская верфь, на которой стоят две недостроенные гниющие барки».

Открытка 1905 года. Из архива Г.П. Мезенцевой, антикварный салон «Ермак» в Кургане.
Фото: Открытка 1905 года. Из архива Г.П. Мезенцевой, антикварный салон «Ермак» в Кургане.

Между курганскими мельниками в ХIХ — начале ХХ веков происходила постоянная конкурентная борьба. Одни утверждали, что Тобол судоходен, другие утверждали, что нет. От этого зависело, где и какие мельницы могут находиться, а какие нужно будет снести. Из воспоминаний купца К.А. Югова следует:

«Смолин Д.И., который построил на правом берегу Тобола вблизи Кургана большую паровую мельницу – крупчатку, а второй – мельник Вагин, у которого на Тоболе тоже была мельница – крупчатка. Вот между ними и происходила борьба относительно пригодности Тобола для судоходства: Смолин утверждал, что судоходство возможно, Вагин – что невозможно. Было снаряжено несколько партий специалистов – водников с участием административных лиц. Одна партия, созданная Смолиным утверждала, что судоходство возможно, другая партия Вагина, утверждала обратное. Борьба продолжалась, как видно из документов, не один год. Верх взял Димитрий Смолин: Тобол от Кургана до Ялуторовска был признан судоходным, и все мельницы и плотины были снесены. Смолин торжествовал победу: Тобол судоходен, и он зафрахтовал в Тюмени пароход с баржей и в Тобольске погрузил на баржу лес и доставил его в Курган, а в Кургане погрузил на эту баржу свою крупчатку и доставил ее в Тобольск. Все же судоходство по состоянию русла, как не приспособленного для плавания судов, не проводилось, и после этого только одно судно во время большого половодья с большими трудностями с грузом леса добралось до Кургана, а от Кургана со Смолинской крупчаткой прошел только один пароход. И судоходство замерло».

19 мая 1871 года из Тюмени первым рейсом в Курган прибыл пароход «Благодать», который был встречен жителями города и ближайших деревень с чрезвычайным удивлением. А в 1899 году было открыто Курганское агентство Российского общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования клади и товарных складов.

На реке Тобол. н.ХХ в.
Фото: История 45. На реке Тобол. н.ХХ в.

7 мая 1914 года из Тобольска в Курган прибыл пароход «Тюмень» с вице-губернатором Николаем Ивановичем Гавриловым, советником губернского правления Виноградским и губернским инженером Шокальским для осмотра повреждений, нанесенных паводком. Но это было крайне редким явлением, вот что писала по поводу судоходства на Тоболе «Народная газета»:

«Появление парохода в водах маловодного Тобола привлекло громадную толпу публики. Тобол, пересыхающий в некоторых местах летом, очень редко дает возможность плавать по нему пароходам, даже таким маленьким, как прибывший».

Пароход «Тюмень» находился в плаваниях в бассейне Оби по маршрутам: Тура – Тобол – Иртыш.

Открытка с видом Кургана. Разлив Тобола. Пароход "Тюмень". 1914 г.
Фото: Госкаталог.рф. Открытка с видом Кургана. Разлив Тобола. Пароход «Тюмень». 1914 г.

В советское время началось строительство лодочной пристани. Работало 7 лодок, затем оборудовали еще 3 новых на тот момент, моторных лодки.

Зимой на реке Тобол организовывался каток, который был в окружности около 1 километра, для рыбной ловли создавались специальные места, на право пользования которыми, продавались талоны.

В годы войны по поручению горисполкома на реке Тобол были установлены утепленные будки для полоскания белья. Летом организовывались платные купальни.

 В 1943 году Тобол впервые был использован для лесосплава, таким образом Курганская электростанция получила по реке 550 кубометров строевого леса и десятки кубометров дров.

Многие горожане еще помнят, как в 1950-60-е годы по Тоболу передвигались катера и теплоходы.

Из архива Марины Каплиной.
Фото: Из архива Марины Каплиной.

В апреле 1951 года речники курганской пристани подняли флаг навигации. В первый рейд Курган-Редуть вышли катера «Енисей» и «Пионер», и так происходило каждый год.

В апреле 1963 года работники Курганского эксплуатационного участка Иртышского речного пароходства при подготовке к навигации, решили удлинить судоходные трассы по Тоболу. Был намечен 60-километровый маршрут Курган – Верхняя Утятка. Здесь начал курсировать новый комфортабельный 62 – местный теплоход. Вниз по реке судно следовало до деревни Савинково.

В апреле 1965 года речные суда курсировали по маршрутам Курган – Белозерское и Курган – Введенское.

Последние теплоходы появлялись на Тоболе в начале 1970-х годов, с середины десятилетия, судоходство практически прекратилось.

Фото превью: История 45. На реке Тобол. н.ХХ в.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: