Долго ли вы ждете «зеленый» на светофоре?

Побывав очередной раз в Тюмени, не устаю удивляться странностям этого прекрасного города. Здесь уместно упомянуть два простых факта:
1. Городские власти в Тюмени стремятся всеми силами и средствами поддерживать комфорт горожан. И это нечастая ситуация для России.
2. Крайне низкая квалификация транспортных экспертов Тюмени. Возможно, их там просто нет. И это очень частая ситуация в России.
Гуляя по городу можно заметить достаточное количество крупных и не очень деталей, подтверждающих оба этих пункта.

Типичная тюменская односторонка
Типичная тюменская односторонка

В Тюмени, как и во многих городах страны, вследствие слабого понимания вопросов транспортного планирования, власти просто не могут правильно и эффективно организовать городскую инфраструктуру. Отсюда вылазят всякие надземные пешеходные переходы в центре города, вереницы улиц с односторонним движением, провоцирующие перепробеги, неуместно широкие проезжие части, оттянутые развороты, странное распределение фаз светофорных сигналов и т.п. Последнее напрямую связано с комфортом передвижения не только на транспорте, но и пешком. В частности, длительное ожидание на светофорах из-за того, что транспортный режим спланирован под приоритет личного автомобиля, отрицательно влияет на распределение пешеходных потоков, уводя их в иррациональность.

Тяготы пешехода

Проблема ожидания характерна практически для каждого города в России и для многих городов мира. Это логическое следствие подхода, при котором удобство и время, определенное на пересечение проезжей части для пешехода, выбирается по остаточному принципу. То есть основное внимание обращают на распределение транспортных потоков, а пешеходам отдают все, что остается. В итоге нередки ситуации, когда человек вынужден ожидать разрешающего сигнала шестьдесят, а то и более секунд, для того, чтобы перейти в общем-то не самую широкую проезжую часть. А теперь представим, что это ожидание может проходить в метель, ураган, проливной дождь или под палящим полуденным солнцем.

Разумеется, ожидание пешехода не идет ни в какое сравнение с ожиданием водителя личного автомобиля. Ведь в отличие от пешехода водитель чаще всего удобно сидит в мягком кресле, теплом (зимой) или хорошо охлаждаемом салоне (летом), слушая музыку. Для него ожидание и в девяносто секунд не является критичным, в то время как для пешехода увеличение этого времени является поводом либо перейти улицу на красный, либо пойти менее удобным путем. Последний факт самым негативным образом сказывается на пешеходной доступности и желании ходить по городу пешком.

Гигантский пешеходный переход на одной из центральных улиц Екатеринбурга

С длительным ожиданием связана и обратная проблема: укороченное время работы фазы разрешающего сигнала для пешеходов. Наверняка вы не раз замечали ситуацию, когда люди пожилого возраста просто не успевают за каких-нибудь пятнадцать отведенных секунд перейти улицу? Это есть следствие планирования с приоритетом личного автомобиля. То есть для транспорта сигналы светофора более или менее распределили, а как уж там эти пешеходы будут успевать переходить – не важно. Пускай торопятся, а то мешают машинам! Ситуацию усугубляет отсутствие в таких случаях островков безопасности или локальных сужений проезжей части, что в итоге заставляет даже молодых и сильных буквально перебегать улицу.

И в Кургане…

И вот такие базовые ошибки планирования в городах нашей страны можно найти буквально на каждом перекрёстке. Ситуация характерна и для Москвы, и для Екатеринбурга, и для Тюмени, и уж тем более для города, вроде Кургана. Надземными переходами у нас, к счастью, пока не балуются, а вот ждать зеленого сигнала приходится долго. Не так давно на магистральной улице общегородского значения – Коли Мяготина – в районе торгового центра «Детский мир» установили светофорный объект. Для пешеходов на нем выделена общая фаза разрешающего сигнала (ГОСТ выделение таких фаз не регламентирует, но их почему-то все любят), чья длительность составляет более 60 секунд. Неподалеку есть бывший нерегулируемый наземный переход, который ныне запрещён. Он позволяет перейти улицу быстрее и не ждать минуту, и, естественно, люди продолжают им пользоваться. Таким образом, длительное время ожидания пешеходной фазы является стимулом для ДТП с участием ничего не подозревающих водителей.

Тот самый перекресток
Тот самый перекресток

Да, транспортные схемы бывают разные и на загруженных направлениях зачастую довольно трудно организовать такой режим движения, при котором удалось бы добиться максимального комфорта для всех. Иногда это просто невозможно. Однако в целом всегда нужно стараться распределять сигналы светофора так, чтобы сохранить удобство пересечения проезжей части пешеходами, стремиться минимизировать для них временные издержки. Правильно организованное дорожное движение является частью качественной пешеходной инфраструктуры, которая не только повышает комфорт и уровень удовлетворенности жителей городом, но и развивает его экономику, так как на улицах с рыхлым пешеходопотоком не может нормально функционировать малый бизнес. И это очень важный момент.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: