В Тюменской области родителям бесплатно помогают консультанты проекта «Точка опоры»

Сейчас региональная служба консультантов проекта «Точка опоры» насчитывает более 700 специалистов — это психологи, логопеды, дефектологи, педагоги.

Перед тем как рассказать о глобальном социальном проекте, действующем в Тюменской области, обратимся к родителям. Дорогие взрослые, приходилось ли вам встречать человека — дипломированного юриста, психолога и дефектолога в одном месте?

С большой долей вероятности ответ будет: «Нет!» Но с уверенностью можно утверждать, что ситуации в семье были такие, что помощь требовалась одномоментно от нескольких специалистов сразу.

Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что различные эксперты разбросаны по разным организациям. Это неудобно, это долго и что еще более неприятно — дорого. Поэтому в нашей области создан проект, который собрал сотни профессионалов на одной площадке, где все эксперты оказывают консультации абсолютно бесплатно.

В тюменском регионе он реализуется уже четвертый год. Проект был создан специально для родителей и называется «Точка опоры». В нем занято 713 специалистов различных профилей: педагоги, психологи, социальные работники и другие профессионалы, которые ведут консультации очно и онлайн и помогают родителям прийти к тому, что «истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».*

* Жан-Жак Руссо, франко-швейцарский философ

О перспективах развития этой уникальной инициативы в регионе рассказала Ирина Кислицина, руководитель регионального проекта «Точка опоры».

Проект действует с 2019 года. Расскажите, как появилась такая программа помощи.

— На начальном этапе региональный проект «Точка опоры» реализовался в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». В Тюменской области инициатором и исполнителем идеи стал тюменский региональный центр «Семья» при поддержке областных департаментов: социального развития, образования и науки, по физической культуре, спорту и дополнительному образованию, по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике. Между всеми инициаторами было заключено соглашение о сотрудничестве.

Основным замыслом проекта была идея создать консультативные пункты, доступные для родителей в любой точке нашего региона. В команду консультантов подбирали специалистов так, чтобы у родителей была возможность в одном месте получить ответы на вопросы: о воспитании или образовании ребенка; решении семейных трудностей или получении льгот и помощи; что делать, если ребенок родился с особенностями развития, и многом другом.

Здесь можно долго перечислять, поэтому я скажу так: за все время проекта мы не отказали ни одному обратившемуся к нам родителю, даже если его вопрос был не совсем в компетенциях консультанта. Вся поддержка консультантами оказывается абсолютно бесплатно.

Что сейчас предлагает «Точка опоры», или каковы отличительные особенности проекта?

— За 4 года границы нашего проекта стали шире, и реализуется он в рамках, как и прежде, национального проекта «Образование» и нового федерального проекта «Современная школа». Обращения родителей показали, что только педагогической помощи в вопросах воспитания и развития детей недостаточно, поскольку возникающие трудности тесно связаны с социальными и психологическими проблемами.

И нами было принято решение, что в команду консультантов проекта должны войти специалисты разных направлений и ведомств. Сейчас региональная Служба консультантов проекта «Точка опоры» насчитывает более 700 специалистов — это психологи, логопеды, дефектологи, педагоги, специалисты по работе с семьей, юристы из образования, здравоохранения, молодежной политики, опеки или комиссии по делам несовершеннолетних.

Кому вы помогаете?

— В рамках проекта бесплатно получают консультацию родители, воспитывающие детей, либо те, кто планирует взять на воспитание в свою семью ребенка. Но я повторюсь, что «Точка опоры» не отказывает в консультативной помощи никому, если она нужна. Наши специалисты предоставляют услуги в рамках Службы бесплатно.

Главная цель проекта — это повышение доступности услуг даже для отдаленных муниципалитетов. Где бы ни проживал родитель, у него должна быть возможность получить квалифицированную помощь консультанта.

Как это работает на деле?

— Например, я живу в Абатском районе, а моему ребенку нужна консультация дефектолога, это достаточно узкая специализация, и такого профессионала может не оказаться на территории района, где я проживаю. Но возможность попасть к нему должна быть, и она есть — на сайте нашего проекта представлено 713 специалистов — выбирай любого. Консультанты оказывают помощь как в рамках очных консультаций, так и в режиме онлайн без привязки к месту жительства.

Если родитель обратился к кому-то из консультантов региональной службы с вопросом, который требует привлечения специалиста, не входящего в состав консультантов Службы «Точки опоры», то на этот случай он обязательно построит для родителей навигацию, проинформирует, расскажет, к какому специалисту лучше записаться.

Если это произошло внутри проекта, то есть, человек записался к педагогу, а в его случае нужен психолог, то тут нет трудностей — встречу родителя с нужным ему консультантом перенесут с учетом графика приема. Для этого на сайте проекта представлено профессиональное портфолио специалистов, время и место приема, там же можно найти и документальное подтверждение квалификации консультанта: дипломы, сертификаты и другие документы. На сайте есть и их фото, чтобы родитель уже представлял, кто с ним будет работать.

Кто с вами работает? Расскажите об этих людях.

— У нас 26 муниципалитетов, мы договорились с департаментами социального развития и образования, что в каждом муниципальном образовании будет ответственное лицо-супервизор, который станет курировать и собирать команду консультантов, продвигать и популяризировать проект на своей территории. Все консультанты службы высококвалифицированные специалисты в своей области.

Фото: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Можете привести пример, как проект помогал реальным людям?

— У нас еще не было случая, чтобы человек пришел к консультанту с вопросом и ушел без ответа. Хотя в рамках проекта родителям предлагается только одна бесплатная консультация, но по факту такая встреча на безвозмездной основе бывает и не одна. Потому что мы понимаем, что если к нам обращается мама с тремя детьми, то как минимум, чтобы возникшую проблему решить, может понадобиться несколько консультаций. Ежегодно мы получаем от родителей 99% положительных отзывов.

Озвучьте основные запросы от взрослых?

— Подавляющее сейчас число запросов в наш проект — это нарушение детско-родительских отношений, особенно при наступлении у детей подросткового возраста. Часто приходят со школьными проблемами: не могу заставить ребенка учиться, например. Мамы и папы интересуются возрастными и индивидуальными особенностями развития своих чад: как понять ребенка, как и о чем с ним можно разговаривать. Могу сказать, что 70% запросов сейчас — это налаживание отношений между родителями и детьми.

В пору экзаменов, часто обращаются за консультацией, как помочь ребенку спокойно сдать ЕГЭ или вступительные экзамены. Родители говорят, что их дети сильно по этому поводу тревожатся, но когда начинаем говорить со взрослыми, то выясняется, что тревожность чаще исходит от них, а не от ребенка.

Онлайн-консультирование — это будущее или временная мера на случай пандемии?

— Нельзя отрицать, что онлайн-консультирование получило колоссальное развитие в период пандемии. И я считаю, что за этим будущее. Конечно, как психолог, я буду поддерживать и очные встречи. Но понимаю, что если говорить о доступности качественной квалифицированной помощи в любом населенном пункте, то онлайн позволяет не ограничивать возможности людей получить помощь и поддержку. Другой вопрос, что их надо этому обучать.

Проходят ли специалисты какое-то специальное обучение, в том числе и для оказания онлайн-услуг?

— Да, обязательно. Мы проводим встречи методического клуба «СТО», аббревиатура расшифровывается как «специалисты ‘‘Точки опоры’’». Это новый онлайн-формат для повышения профессиональных компетенций консультантов, где мы в том числе учимся оказывать услуги посредством интернет-связи. Можно назвать наш клуб «станцией технического обслуживания» для консультантов, для восстановления их сил и подпитки ресурсов.

Встречи клуба мы проводим ежеквартально, делимся эмоциями, наработками, успехами и трудностями. Специалистам очень важно ощущать поддержку коллег, снимать психологическое напряжение и делиться опытом. Даже про себя я могу сказать, что мне есть над чем работать, чтобы качественно оказывать услугу в режиме онлайн. Методических материалов практически нет, поэтому мы решили сами, исходя из полученного опыта, их создавать, практиковать и корректировать.

Поделитесь цифрами. Скольким людям вы помогли за этот год?

— За неделю наши консультанты оказывают до 2,5 тысяч услуг. Это только за семь дней. Этому способствует и количество консультантов, которых все больше, и выше стала активность родителей. По плану специалисты проекта должны оказывать до 25 тысяч консультаций в год, но мы перевыполняем его в среднем на 10–15 тысяч каждый год. За 4 месяца этого года уже проведено более 11 тысяч консультаций. Среди обращений растет и количество психологических услуг. Люди стали понимать, что, решая свои личные психологические проблемы, отношения в семье, карьера и здоровье становятся лучше, поэтому хорошо, что с такими вопросами обращаются чаще.

Какое вы видите будущее своего проекта?

— Мы снова будем заявляться на федеральном уровне. В наших планах расширить проект и для наших консультантов. Мы сформировали группу экспертов внутри региональной Службы консультантов, где выделилось 100 специалистов-профессионалов, которые будут помогать остальным консультантам проекта решать вопросы, если они вдруг сомневаются или не обладают достаточной компетенцией, чтобы помочь клиенту. В конце июня на базе центра «Семья» состоится официальное посвящение этих специалистов в эксперты, где мы их представим и познакомим друг с другом.

Как человек может записаться на онлайн или очную консультацию? Сколько это стоит?

— Это бесплатно!

Самый привычный вариант — это телефон «Точки опоры» 8 (3452) 20-40-70. Но самый простой — это сайт проекта точкаопоры72.рф.

На нем представлен перечень консультантов, которые работают в вашем районе. Вы можете выбрать специалиста, предварительно при этом ознакомиться с его компетенциями и нажать вкладку «Запись на консультацию».

Если вы не знаете, какой вам специалист нужен, выбирайте строку «Любой», с вами тогда предварительно свяжутся. Когда запрос на запись отправлен, человеку приходит уведомление на телефон — смс-сообщение, где будут дата и время, а также имя специалиста. Онлайн-формат доступен в Viber, WhatsApp, Telegram, ZOOM, по телефону, если интернет-связи нет. Наша помощь доступна всем — без ограничений!

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Катерина Быкова/ автор статьи

Журналист, блогер. Больше 10 лет пишу об Урале и его жителях. Многодетная мама, которая любит работать. Если у вас есть интересные истории или информация, которой вы хотите со мной поделиться - пишите, обсудим.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: