Медианеделя в Югре: если отменят «северные» – что взамен?

На прошедшей неделе максимальным вниманием югорчан пользовалась, пожалуй, новость об инициативе, которая обсуждается в Госдуме: об отмене северных коэффициентов.  Не секрет, что пляжей с кокосовыми пальмами в Югре нет, в шортах под навесом круглый год не поживешь, даже морковку вырастить не так-то просто. Так что зарплата более высокая, чем на «большой земле», – важный критерий выбора места жительства для немалой части населения округа. Реакцию на новость типа «тогда сразу отсюда уеду!» в разговорах и соцсетях обнаружить нетрудно и понять можно.

Отбросив эмоции, признаем: в инициативе есть разумное зерно. При действующей системе надбавки к оплате труда зависят от размеров окладов: «топам» прибавляется гораздо больше, чем низкооплачиваемым сотрудникам. Мороз для всех одинаковый, но, видимо, первым для сугреву нужны соболь и чернобурка, а вторые в куртейках перебегают (кстати, в ханты-мансийских магазинах пуховики почему-то обычно «жидкие», сложно найти такой, чтобы держал тепло хотя бы в минус 20).

Теперь же вроде как предлагают одинаковые для всех компенсации, рассчитанные исходя из климатических условий конкретной местности. С одной стороны, это более справедливо. С другой – беспокоюсь, как бы хуже не стало и как бы это не было очередной «оптимизацией» расходов за человеческий счет. Ведь порядок расчетов еще не озвучили. Может, и впрямь: посчитают, сколько надо раз в три года на валенки, шапку и телогрейку, – и гуляй, Вася! И оставят без внимания, что врачи северянам рекомендуют периодически море и солнышко (по крайней мере, детям – ежегодно); что овощи-фрукты добираются до наших прилавков «обезвитаминенными»; что цены – высокие, а расстояния – большие…

Кстати, о расстояниях. Для многих населенных пунктов округа тема транспортной доступности является актуальной, и просто так не доберешься в любой момент до районного, окружного центра. Поэтому новости о проблемах на транспортных путях всегда воспринимаются болезненно.  Так получилось, что в конце уходящей недели почти одновременно мы узнали о севшем на мель теплоходе, который направлялся в Березово, самолете «ЮТэйр», севшем в Москве из-за задымления, масштабном ДТП, на несколько часов перекрывшем «дорогу жизни» – трассу «Ханты-Мансийск – Тюмень», и еще одной автоаварии на трассе «Нижневартовск – Сургут», где пострадало шесть (!) человек. Увы, в краю воды, лесов и болот поездки еще не скоро станут беспроблемным занятием. Вот какого промышленного проекта не хватало Югре в богатых двухтысячных – дирижаблестроения. Безопасный и экономичный транспорт, которому не страшны ветра и не нужны дороги – чем не решение? (кому идея кажется смешной, могу порекомендовать легкое гугление информации о современных разработках дирижаблей. Поверьте – со времен рухнувшего «Цеппелина» техника ушла далеко вперед). Впрочем, момент в любом случае упущен.

Что касается отмены северных коэффициентов, то вряд ли эти разговоры к чему-либо приведут в ближайшие месяцы. Перед выборами «нагнетать» не рискнут (разве что после). Напротив: как уже сообщалось, планируется единовременная выплата по пять тысяч на каждого ребенка, рожденного в Югре, пенсионерам выплатят по тысяче ко Дню рождения округа (в декабре), а еще в 2018 году окружной бюджет потратит до миллиарда рублей на индексацию зарплат бюджетников, которых «обошел» майский указ Президента. В общем, все для хорошей явки! В ряде независимых СМИ сообщают: Югре поставлена планка – 70%. Как думаете, получится?

Татьяна Раздрокова/ автор статьи

Родом из Кургана, по образованию учитель и юрист, по призванию журналист, по мировоззрению атеист, по образу мышления скептик, не чуждый оптимизма. Живу и работаю в Ханты-Мансийске.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: