Любе было 39 лет, когда ее супруг скончался после непродолжительной болезни. Женщина осталась одна с пятью детьми. Трое мальчишек были еще совсем маленькими, самому младшему только исполнился год. Надежда была лишь на дочерей и себя.
Женщина жила в пригороде — недалеко от Ялуторовска. Образование у нее было 8 классов и профильные курсы. В небольшом селе Любу считали чудачкой. Дело в том, что она спрятала свое горе и трудности под маской дамы в «розовых очках».
В психологии такое состояние называют когнитивным искажением. Это когда человек вспоминает прошлое или воспринимает настоящее в более позитивном ключе, чем есть на самом деле. Данное расстройство не является диагнозом. «Смотреть сквозь розовые очки» — это больше стиль жизни, который у социума может вызывать столько же раздражения, сколько и агрессия, например. Психологи сравнивают его с отрешенностью «я в домике», только скрывается человек не под угрюмой маской, а под фальшивой улыбкой.
Сложнее всего было детям Любы, ведь мама, которая живет иллюзиями, не защищает, отказывается воспринимать реальность как таковую и считает, что все люди имеют лишь добрые помыслы, — не способна стать опорой. Однако, несмотря на свою инфантильность, Любовь смогла дать все материальные блага детям.
Она трудилась дояркой, на работе ее уважали, при этом как человека сторонились. Женщина держала свое хозяйство и с задачей накормить, одеть свою семью справлялась на все 100 и больше процентов, но ощущения того, что рядом есть мама — взрослый человек — не было.
Пока женщина продолжала ждать, что все в жизни как-то само устроится, дети выросли. Старшая дочь вышла замуж, другая пошла в институт, а мальчишки переживали бурные годы подросткового периода. Сыновья, как говорили на селе, в какой-то момент совсем «отбились от рук».
Жалобы в школе на 14-летнего Васю заставили мать открыть глаза, и она впервые задумалась, что его агрессия не попадает под убеждение «само пройдет». Учитель посоветовала женщине обратиться к психологу, иначе ребенка придется поставить на учет в полицию.
В социальный центр к психологу Люба пришла с запросом: «Помогите ребенку!», она и не подозревала, что помощь требуется ей.
На тот момент Любовь и предположить не могла, что вскоре будет искать ответы на вопросы: «Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?»
«Кризис пятидесятников»
Любе исполнилось 55 лет, когда она познакомилась с ныне заведующей сектором психологической и методической помощи тюменского Регионального центра «Семья», практикующим психологом Ириной Кислициной. По Эриксону (психолог и психоаналитик), этот возраст называют «средняя зрелость». Ученый был убежден, что в промежутке 50–60 лет человек находится перед выбором стиля жизни: продуктивности или пассивности.
«Первая встреча с Любовью у меня случилась, когда она вышла на пенсию. Безусловно, для человека это возрастной кризис. Но в ее случае этот этап не вносил перемены, а скорее наоборот — ставил жизнь на паузу. Ко мне пришла простая деревенская женщина, внешне она себя презентовала именно так. Ей было 55 лет, а передо мной стоял такой образ старушки: на ногах галоши, седые волосы аккуратно убраны под платок. Макияж, маникюр — отсутствовали. При этом она была такой мечтательницей в своих мыслях, а в реальной жизни себе не посвящала времени. Понятно, что ей приходилось тяжело одной поднимать детей. Но разве был кто-то, кто запрещал ей снова выйти замуж? Как она сама признавалась потом — таковых людей, кроме нее самой, не было», — вспоминает психолог.
Ирина Кислицина понимала, что работать нужно прежде всего с Любой, а во вторую очередь уже с мальчишками. Но консультант всегда идет за клиентом, не оценивая его поступки с точки зрения морали — он слушает запрос и работает исходя из него. А пришла Люба со словами: «Дети не слушаются, не помогают, ничего не делают». В конфликты с сыновьями она не вступала.
От бытовых проблем пряталась в своих увлечениях: чтение любовных романов и гигантских размеров цветник во дворе. Отношения не стремилась строить сама, без шуток, ждала — когда мужчина сам придет к ней. Поведение детей объясняла отсутствием мужчины в доме: «А что я могу сделать? Мужика нет, чтобы по столу стукнуть».
На встречах, которые проходили каждую неделю, консультанту удалось прийти вместе с Любой к пониманию, что она не только мама, женщина, но и «рулевой», такой ведущий определенной игры, который устанавливает ее правила. И от осознанного поведения, контроля ситуации домочадцы научатся выполнять обязанности согласно созданному графику.
Поэтому перемены начались с режима дня. Про то, как его составить и почему он так важен, можно прочитать в книге М. Карри «Режим гения. Распорядок дня великих людей». Анонсом озвучим одну из важных деталей: нервная система отдыхает в период с 22 до 24 часов. Да, вы можете лечь позже и проснуться бодрым, но, например, с чувством тревожности или жалобой: «Мне всю ночь снилось что-то страшное». Это говорит о том, что нервной деятельности не хватило покоя.
Люба набралась смелости, посадила детей за круглым столом, поставила чай и сладости и сказала о том, что в последнее время чувствует себя сильно уставшей: «Я решила написать все, что делаю за день». На столе оказался гигантский список работы, и мама предложила детям ей помочь, выбрав себе несколько обязанностей.
Она объяснила, что если дети будут помогать ей с делами, то у нее останется больше времени, чтобы вместе с семьей потратить его на развлечения. Введена была система наказаний: для детей сокращался период вечерних прогулок и пользования гаджетами, а маме запрещалось покупать новый цветок или смотреть сериал. У Любы получилась такая мотивационная речь, и дети ее услышали.
Когда запрос был удовлетворен, ребята стали придерживаться режима дня и поняли, что выполнение обязанностей — это личная ответственность каждого. Настала очередь нашей героине встретиться с очень важным человеком в ее жизни — с собой.
Терапия длилась 2 года
Люба посещала психолога каждую неделю. Встречи продлились два года. Продолжительность работы увеличилась в силу не только определенного склада личности женщины, но и возраста. Ведь к зрелости люди с трудом меняют свое поведение, поскольку несколько десятилетий поступали так, а не иначе. Требовалось найти крепкую мотивацию, чтобы измениться.
«Самым трагичным и сложным этапом в трансформации для Любы было ‘‘полюбить себя’’. Я сейчас не про то, когда мы себя оправдываем во всех поступках, а про заботу о себе. Например, она никогда не плакала, говоря: ‘‘Я не могу, у меня же дети’’. Это как раз про нелюбовь к себе, потому что ты не даешь себе права на чувства, эмоции, которые испытываешь сейчас. Впервые, когда я аккуратно затронула тему ухода за собой, Люба в порыве эмоций, рассказывая, как она устает и ей еще нужно себе красить ногти и волосы, вылетела из кабинета, громко хлопнув дверью. На тот момент я уже подумала, что это была наша последняя встреча. Но нет, через неделю она вернулась, как обычно, в среду. Почти год мы работали на терапиях про нее, про нее как ЖЕНЩИНУ!» — рассказывает Ирина Кислицина.
Может показаться, что в этом нет ничего сложного. Попробуйте, возьмите прямо сейчас листок бумаги и напишите на нем 20 ответов на вопрос: «Кто я такая?» или 10 своих достижений. Как правило, подавляющее большинство зависает уже на первом пункте. Психолог работала с Любой в гештальт-подходе. Он помогает осознать субъективные представления о своем «Я», научиться замечать и определять свои чувства, самостоятельно справляться с проблемами.
Пройдя весь путь самопознания, Любовь открыла для себя другую женщину: «розовые очки» сменила на позитивное мышление, стала больше общаться со своими детьми. И в итоге, спустя два года, она стала дистрибьютером в косметической компании. Продала дом и уехала жить в Тюмень, забрав с собой сыновей.
Спустя еще несколько месяцев психологу написал старший сын нашей героини и пригласил ее на свою свадьбу. На празднике в центре внимания была не только пара молодых, но и свекровь, которая в свои «55 с хвостиком» выглядела гораздо моложе своего возраста. Дети Любы признались психологу, что она вернула им маму, на что консультант ответила: «Это было несколько иначе. Всю работу мы сделали вместе, но изменилась она только благодаря собственному выбору, воле и любви к себе».
Если говорить научным языком, то Люба пережила, что называется, самоактуализацию личностных потребностей. Проще говоря, она нашла себя. Такие люди полностью используют свой талант, способности и потенциал. Терапия с психологом помогла ей изучить свой внутренний мир и жить в соответствии с ним, а не с субъективными установками или под прикрытием «розовых очков».
Психолог объяснила, что терапия, трансформация и перемены в себе — это большой труд и преодоление горы Эверест в переносе на психологические достижения. Большинство людей уже после первой встречи отказываются идти дальше. Почему?
«Некоторые наши клиенты с удивлением узнают, что психолог не волшебник и не врач, который выпишет рецепт с таблетками и все пройдет. Человек до встречи с нами часто не знает, что исправлять положение вещей ему придется самостоятельно. Когда он обрывает походы к психологу — это значит, что, скорее всего, принял решение остаться в том состоянии, о котором заявил, когда пришел. Психика нас надежно защищает от боли, поэтому, когда в кабинете психолога человек встречается со своими страхами, идти туда повторно не всегда хочется. Надо понимать, что если вы уже пришли к специалисту, значит признались в том, что помощь вам нужна. Первый шаг — обращение — уже успех, 50% удачного исхода терапии, осталось только продолжить идти по выбранному пути», — объясняет Ирина Кислицина.
Психолог говорит, что на первой встрече он скрупулезно записывает в «полевой дневник», какое количество проблем озвучил клиент, затем возвращает эти запросы человеку и спрашивает: «С чем вы сейчас готовы работать и когда вы это сделаете?» Только обговорив положение дел «сейчас», можно перейти к состоянию «потом».
Пока со стороны клиента кажется, что психолог дает ему странные задания: начать писать личный дневник, провести поведенческий эксперимент, купить себе подарок, выполнить упражнение на релаксацию, час молчать и наблюдать за своими чувствами, в психологическом и научном плане меняется высшая нервная деятельность. Этот процесс мы называем привычным словом «поведение».
С возрастом благодаря памяти у людей на определенные ситуации сохраняется устойчивая модель поведения, которую человек может применять повсеместно, не задумываясь, что она способна оказывать серьезное влияние на его жизнь.
Например, вы говорите: «Я хожу на свидания, но дальше первого ничего не получается». Тогда психолог предлагает вам смоделировать встречу или рассказать в деталях, как она будет происходить. В процессе беседы консультант замечает, что клиент очень остро реагирует на так называемые мелочи: долго не было официанта, принесли не то блюдо, ошиблись в счете.
Психолог делает выводы, что агрессивные реакции, которые клиент объясняет словами: «Я всегда так себя веду, это моя индивидуальность», отталкивают людей, тогда специалист предлагает усилием воли несколько изменить форму ответа на происходящее, напоминая, например, что вы ведь сами пришли с запросом — проблемы в отношениях.
Клиент соглашается — так появляется мотивация. На словах это, конечно, звучит очень просто, на деле же только на понимание первой ступени — мотивации может уйти не одна встреча. Но стремление что-то изменить обязательно приведет к трансформации, простыми тренировками память все-таки сохранит другую модель поведения, особенно если она окажет положительный эффект.
Психология — это наука, которая со стороны выглядит, как беседа двух людей, но дипломированный консультант разговор всегда строит на знании свойств нервной системы, психодиагностики и практик, которые помогают изменить и перезаписать свою историю неудачи как успеха.
Всем известное выражение, что у медали две стороны, лучшим образом отражает историю нашей героини и многих женщин. В современном мире они возлагают на себя одновременно несколько социальных ролей: подруга, жена, мать, директор, домработница, учитель, врач и так далее. В быту это все смешивается и в итоге может привести женщину к эмоциональному выгоранию и совершенно запутать, если она постарается ответить на вопрос: «Какова же роль женщины в обществе».
Вернувшись к истокам, мы вспомним, что предназначение всех представительниц прекрасного пола — это жизнь. И дарить ее можно и нужно не только другому человеку, но и себе. Психологи уверены и настаивают, что любые наши неудачи, трудности, кризисы надо переводить в слово — перемены, изменения, которые точно что-то трансформируют и в окружении, и, главным образом, в человеке.
Только за личностью стоит выбор, какой это будет опыт и история: успеха, стагнации или тихого проживания жизни. Люба сделала свой выбор, и в итоге другой стороной медали ее трудностей жизни оказался рассвет, в ней родилась и открылась новая женщина, которая ранее пряталась под фальшивой улыбкой. Она разрешила проживать себе боль и просить о помощи, быть честной с собой и своим окружением. Наша героиня приняла для себя такое решение, и выбор есть у всех женщин на Земле.
Данная статья посвящена женщинам. Прекрасной и одновременно сильной половине человечества, которая в быту проблем и обязанностей может закрутиться и забыть о своем начале. Психолог Ирина Кислицина является практикующим специалистом более 20 лет. За это время ей посчастливилось стать свидетелем не одной истории преодоления. И в каждой из них отправной точкой к успеху была та, что пришла со своей проблемой.
И зачастую преодоление тех или иных жизненных трудностей дается представительницам прекрасной половины благодаря поддержке единомышленников — таких же женщин, которые делают выбор в сторону перемен. Женщины, берегите друг друга и помните, просить помощи это правильно, это нормально!» — завершила историю Ирина Кислицина, заведующая сектором психологической и методической помощи Регионального центра «Семья», счастливая жена, мама и женщина, которая помогает восстанавливать души.
В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.
Запись по телефону: 8 (3452) 20-40-70.