Стаж водителя трамвая Владимира Кузнецова в Северном трамвайном депо ЕМУП «Гортранс» составил в этом году 26 лет. О работе городского общественного транспорта он рассказал корреспонденту ИА»Уральский меридиан».
Устраиваться на работу Владимир пришёл 18-летним парнем. Первые два года он трудился кондуктором, потому что на водителя трамвая брали только с 20 лет. Сейчас, имея первую профессиональную категорию, он может управлять всеми моделями трамвая. В свободное от работы время ему нравится заниматься кроссфитом, стрельбой, а еще в чине младшего урядника Владимир входит в состав казачьего сообщества Екатеринбурга.
Выбор пал на трамвай
Приход Владимира в Северное трамвайное депо случился благодаря близости работы к месту жительства и стал результатом простого стечением обстоятельств. Троллейбусы и другие транспортные средства не привлекли молодого человека. Трамваи были притягательнее – как из детства бегающие по рельсам вагончики со множеством кнопочек на пульте управления.
Минусы трамвая, жалобы пассажиров и дороги
В профессии Владимир уже четверть века, поэтому имеет свое мнение по многим вопросам сферы общественного транспорта.
По словам Владимира, трамвай – надежный и быстрый вид общественного транспорта. Единственный минус – он не может объехать автомобильную аварию, произошедшую на трамвайных путях. По сравнению с временами двадцатилетней давности, количество машин вокруг стало больше. Соответственно стало труднее управлять, поскольку ориентироваться приходится по ситуации. Раньше автолюбители часто заезжали на пути, сейчас они стали более дисциплинированными, хотя конечно, подобные ситуации все-таки случаются.
– Что касается трамвайного полотна, то сейчас оно находится не в очень хорошем состоянии, – рассказывает Владимир. – Причина не в плохом ремонте, а в недостатке средств у «Гортранса». Изнашиваются и рельсы, и шпалы, их необходимо обновлять.
Пассажиры обычно жалуются на то, что трамвай не дождался и уехал. Но водители электротранспорта соблюдают график движения и действительно не всегда имеют возможность дожидаться подбегающих. В метро такая же ситуация, но на машинистов никто не обижается. Порой поступают жалобы и на кондукторов. Часть нареканий абсолютно ситуационная, и чаще всего обнаруживается, что вина в произошедшем совсем не сотрудников депо. Зимой – много претензий к отоплению вагонов. Это уже технический вопрос. Чешские трамваи не рассчитаны на уральскую зиму.
Совесть пассажира не лучший контролер
Давно обсуждается тема бескондукторной оплаты проезда в общественном транспорте города. Такую оплату уже ввели в пышминских трамваях. Но на городских маршрутах, по мнению нашего героя, полагаться на ответственность пассажиров пока не приходится.
– Без кондукторов никак не обойтись и если их упразднить, то часть едущих по маршруту не станут платить за проезд, – уверен Владимир.
Выделенка для трамваев и остановки
Проблемы сделать выделенную линию для трамваев Владимир не видит. По его мнению, это можно сделать легко и прямо сейчас. По словам нашего героя, раньше автолюбители ездили по трамвайным путям – пробки на дорогах были, сейчас под камерами не стали ездить, но пробки не уменьшились. Чаще всего регулярность движения трамваев нарушается именно из-за автомобильных заторов и аварий на трамвайных путях. Выделенка же дает возможность трамваям проехать.
По наблюдениям Владимира, водители стали более дисциплинированными по отношению к выходящим из трамвая пассажирам. Раньше было иначе. Это касается трамвайных остановок посередине улицы, где ширина автомобильной дороги не позволяет сделать полноценную остановку.
Нужен ли Екатеринбургу метротрам
Опыт и компетентность в профессиональной сфере позволяют Владимиру судить о перспективе скоростного подземного трамвая – метротрама. Тоннели – это очень дорогая вещь. Тут же приходит на ум пресловутый многолетний вопрос достройки метро – было бы оно не накладно, давно бы построили. Владимир считает, что постройка новых трамвайных линий по поверхности сэкономит массу средств.
– Стоит развивать трамвай в новых городских микрорайонах и где есть возможность, пустить кольцевые линии, чтобы разгрузить автомобильные дороги, – делится своими мыслями о перспективах электротранспорта Владимир. – Это будет дешевле, чем строить новые развязки и множество выводящих потоки трасс.
На новых трамвайных линиях можно ставить любые модели трамваев, которые эксплуатируются в Екатеринбурге, потому что по современным путям они способны двигаться со скоростью до 70 км/ч. На больших перегонах это будет актуально, а в черте города трамваи едут с положенным ограничением не выше 40 км/ч.
За стоимость одной ветки метро или метротрама можно весь город опутать трамвайной инфраструктурой.
Чем работа хороша
Профессия водителя трамвая очень ответственная, ведь за спиной десятки пассажиров. При таких высоких требованиях зарплата водителя низкая. Водитель стартового III класса при пройденном обучении получает на руки 32 тысячи. Если он будет работать в выходные дни, то получит 39 тысяч. График работы посменный. Первая смена начинается рано, в 4.10 утра, вторая смена завершается почти в полночь.
Но есть и плюсы. По закону для работников трамвайных депо предусмотрен досрочный выход на пенсию при отработке на пассажирском вагоне в течение 15-ти лет для женщин и 20-ти для мужчин.
Кстати, выучиться на водителя трамвая (как и на водителя троллейбуса) можно в Учебно-производственном центре при ЕМУП «Гортранс». Обучение длится всего 5 месяцев. При этом учащимся выплачивается стипендия в размере МРОТ.
Любимые трамваи екатеринбуржцев
Любимыми трамваями Екатеринбурга, как в прошлом, так и сейчас остаются «Татры» – Т-3, Т-3Е, Т-3М. Они составляют основу трамвайного парка. Растет количество вагонов производства АО «Уралтрансмаш». Трамваи различных модификаций имеют свои особенности в управлении, но освоить их не составляет труда профессиональному водителю.
А Владимир сейчас работает на спецсоставе по очистке наледи с контактной сети. Для работы на таком вагоне требуются дополнительные навыки, потому что управление на них ручное. Есть в парке также отдельные вагоны для очистки рельсов от снега, от воды и составы по проверке контактной сети линии.
Что нравится водителю трамвая
– Слова «любимое» и «любить» я употребляю только по отношению к людям или Богу, – рассказывает о себе Владимир, – остальное мне нравится. Нравится стрелять из лука и огнестрельного оружия, заниматься кроссфитом, бегать на лыжах. Увлекаюсь исторической реконструкцией, состою в казачьем сообществе Екатеринбурга, занимаюсь гуманитарной помощью, организую народные праздники, благотворительные мероприятия.
Владимир входит в состав Северного хутора Екатеринбурга в чине младшего урядника, на армейском – старшего сержанта. Чин, по его словам, значения для него не имеет – это вынужденная необходимость при существующей системе чинов в казачестве.
Он признался, что не понимает тех, кто приходит в казачество, чтобы в форме козырять чинами. Владимир уже более 10 лет в казаках и все, что мне нравится он называет своей жизнью.
Любимый сын, Георгий Владимирович, названный в честь Георгия Победоносца, находится как раз в том шустром возрасте, когда везде хочется успеть. Пятилетнего мальчишку на казачьи мероприятия брать сложно – он стремится быть сразу в нескольких местах и норовит поднять предметы в три раза больше него самого. Отец по возможности старается приобщать сына к своим любимым делам.
Об уральцах, их судьбах, удачах и достижениях ИА «Уральский меридиан» рассказывает в спецпроектах «УрФО в лицах» и «Персона».