Записки ямальского хирурга

Как говорил мой отец, газо-электросварщик по профессии, а по призванию души художник: «Все трубы и стыки, которые я сварил сгниют, а вот иллюстрации для книги Анны Неркаги останутся». И разменяв пятый десяток лет я понял, как он прав… и как правы те, кто решил, или даже решился опубликовать свои воспоминания о прошедших годах, не побоявшись рассказать о людях и событиях из своей жизни. Но таких книг печатается мало, даже очень мало, и расходятся среди «своих». Во многом это благодаря тому, что их видение тех событий, не совпадало и не совпадает с официальной точкой зрения. Мне очень повезло, что в руки попала книга ямальского врача Эдуарда Парсомьянца «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга».

Честно признаюсь, читал несколько дней, потому что сначала привередничал, проскользив взглядом «по диагонали». Но, увлёкшись, вернулся к первой странице, и за полдня я увидел жизнь врачей без прикрас и события описанные с удивительным чувством юмора. Как написано в книге, – «сборник юмористических рассказов из жизни медицинских работников». Как историку и просто читателю мне стало очень интересно.

На одном из официальных сайтов ЯНАО об Э.Г. Парсомьянце написано:

«Парсомьянц Эдуард Грачевич родился 24 апреля 1937 года. После окончания Ростовского государственного медицинского института в 1966 году был направлен в Ярсалинскую центральную районную больницу Ямальского района. Вся его врачебная деятельность на протяжении 45 лет была связана со становлением и развитием хирургической службы на Ямале, совершенствованием медицинской помощи населению. Результатом высокого профессионализма явились сотни спасённых жизней. Эдуард Грачевич – ветеран труда, имеет нагрудный знак «Отличник здравоохранения»,  почётное звание «Заслуженный врач Российской Федерации».

Это официальные строки. Но ведь так интересно узнать о человеке больше, тем более в посёлке Яр-Сале, где он проработал всю свою жизнь, с 1966 года, (я учился там с 1974 по 1988 г.), так что волей-неволей мы были знакомы. Вот что пишут на одном из медицинских форумов о нём в 2012 году:

«Мой шеф, Эдуард Грачевич Парсомьянц, очень жесткий человек, возможно даже жестокий, но большой души человек, много учусь у него, мне как-то сказал: » Спросили меня, если бы я снова прожил жизнь, как бы я ее прожил? Он сказал, я бы никогда не пошел в хирургию!» Человечище отдал более 40 лет жизни хирургии, в жестких условиях крайнего севера. (обязательно напишу его биографию на форуме, уже есть мысли). Я думаю, он лукавит. Он без хирургии уже не может.

«… ждем вашей книги на Форуме, об Вашем уваж. заведующем Эдуарде Грачевиче—Легенде Ямала!!! А вот ответ:

Всем будет очень интересно…мы терпеливы…».

И таких отзывов об Эдуарде Парсомьянце в интернете немало. Но ещё больше в жизни, мои родители очень хорошо его знают (в 70-80-х гг. в п. Яр-Сале жило менее двух тысяч человек). И все как один отзываются о нём как о Человеке, с большой буквы, и отличном враче, недаром до сих пор даже кочевники тундры и старожилы Яр-Сале говорят о нём с особой теплотой.

Иллюстрации из книги: «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга» Э.Г. Парсомьянца

Он мне рассказал, с 2004 по 2008 гг. опубликовал несколько рассказов в одной из федеральных медицинских газет. Его талант публициста заметили, но он ещё продолжал сомневаться, пока его не уговорили. Продолжить. У него написано около 80 рассказов, а когда пришло время для печати, то выяснилось, что читатели увидят на страницах всего 47. На что Эдуард Парсомьянц спросил: «А почему не пятьдесят?Для ровного счёта». Объяснили: «денег нет». Но уже то, что вышла в свет эта книга «Гримасы медицины», это большое дело. Кстати, знаменитый полярный хирург благодарит Андрея Кугаевского. И, как Парсомьянц объяснил, это не «реверанс» в сторону главы Ямальского района, а просто благодарность.

Эдуард Грачевич проработал более полувека на Ямале, и, оставаясь до сих пор его жителем, естественно много видел и пережил, и эти воспоминания он решил запечатлеть для потомков… а может для себя, но, в любом случае, эта книжица на 160 страницах рассказывает о буднях врачей, и не только Ямала, но и всего Советского Союза, так уж получилось, что настоящий врач живёт по принципу «если не я, то кто?».

Иллюстрации из книги: «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга» Э.Г. Парсомьянца

Вот что пишет Эдуард Парсомьянц:

«Я намеренно уклонился от пафосных сюжетов о героизме медработников и ученых, об успехах нашей медицины, которыми наводнены фильмы, телепередачи и средства массовой информации. Но есть и обратная сторона…

Хотелось бы снять манию безупречности и нимб святости с работников гуманной профессии и показать, что под белыми халатами такие же люди, как и все, – с человеческими достоинствами, слабостями и пороками, а иногда – и совершенно случайные в медицине».

И кстати, автор подчёркивает, что все совпадения имён и фамилий – это случайность. Но по телефону рассказал по телефону, всё это реальные случаи. О некоторых я хочу рассказать, с разрешения «медицинской легенды Ямала». Естественно, в сокращённом варианте.

Иллюстрации из книги: «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга» Э.Г. Парсомьянца

Рассказ: «Важный вопрос»:

«В Салехарском медучилище на втором курсе учился отличник Олег, парень с юмором. На одном из занятий по инфекционным заболеваниям преподаватель, заканчивая лекцию на тему «Дезинтерия», задал странный вопрос:

– В какой позде должен находится пациент при инструментальном исследовании его прямой кишки?

…Конечно, некоторые учащиеся имели житейский поыт и знали правильный ответ. Но промолчали…

Любимец группы как всегда был неподражаем. Ясноглазый. Несуетлив. С выражением лица человека, понимающего ситуацию и давно решившего проблему, степе6нно поднявшись ответил без тени иронии:

_ Положение больного рачком-с! – и добавил: С приподнятым задом-с!..».

А вот воспоминания из жизни п. Яр-Сале. (честно скажу, когда читал, всё это прямо перед глазами вставало, знакомо). Рассказ «Портрет» идёт от лица заведующего хирургическим отделением Юрием Михайловичем:

«Каждую весну поселковые коты для своих похотливых сходок выбирали чердак старой районной больницы. Что их привлекало – непонятно: то ли запах валерьянки, то ли насыпь сухого песка над потолком… ведь это то тоже, что и высококачественный пипифакс для людей. Главное в другом – сборища происходили прямо над операционной. Можно представить, какое страшное бактериологическое оружие там накапливалось….

Во время их брачных потасовок со стороны оперблока доносились такие душераздирающие вопли, что прохожие с опаской поглядывали на окна больницы и сочувствовали больным».

Как-то раз песок во время этих кошачьих игрищ посыпался прямо на оперируемого.

«К счастью. Рана, омытая меченым кошками песком, на удивление зажила как на собаке. Но это хирурга не успокоило. … Тем временем в райцентре (п. Яр-Сале. – прим. моё) шла коммунистическая стройка. Воздвигали новое здание райкома партии».

На все просьбы заведующего выделить пару листов фанеры был отказ. А парторг больницы даже его попрекнул за чрезмерную инициативность «и за отсутствие в нём высокой социалистической сознательности. Тем более в такое время, когда в государстве так тяжело с фанерой. Он даже чуть не пустил печальную слезу: мол, уже который год по той же причине не может починить свой туалет на улице».

Однажды в тёмную ночь заведующий решил, самое время для хищения социалистической собственности для спасения больных. Но когда пришёл, то его вспугнули. Пока он прятался, кто-то «скоммуниздил один лист фанеры. Ну что оставалось беспартийному, второй лист он приволок в больницу. Так он ходил несколько раз. Утром выяснилось, что пропал большой портрет Леонида Брежнева (в то время генеральный секретарь партии, т.е. глава государства. – прим. моё). Но операционную надо было отремонтировать. Вместе с операционной сестрой они сорвали старую обшивку и обили фанерой. Намалёванный мундир тщательно закрасили. Но нос парторга утром учуял запах свежей краски

«Ну-с, выкладывайте: откуда это у вас? – Ткнул он пальцем в новый потолок… Юрий Михайлович ехидно процедил на ухо «подельнику»: А вот мы сейчас пойдём, любезный, к тебе домой и посмотрим, чьей головой ты в своем сортире дыру прикрыл? От этих слов парторг оцепенел и уши его припали к затылку. Глаза забегали мышками, а рожа приобрела цвет партбилета. Праведник съёжился и, как нашкодивший кот, беззвучно шмыгнул за дверь».

Далеко за полночь в журнале пожарной части появилась запись, что во дворе одного из работников больницы сгорел туалет. А немного погодя, в подсобке той же новостройки, некий мастер кисти «наваял новый большой густобровый портрет вождя. Работу свою завершил золотыми звёздами на мундире, скопированными с лежащей рядом бутылки из-под коньяка.

Иллюстрации из книги «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга»

А свою статью о книге «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга» Эдуарда Парсомьянца хотел бы завершить отрывками его рассказа «Так начиналось», где он рассказывает как прибыл в посёлок Яр-Сале.

«Четырёхкрылый одномоторный Ан-2 резко пошёл на снижение. Вскоре его лыжи запрыгали по заснеженной летной полосе… мой полуторачасовый перелет из города окружного значения в районный центр завершился. Второй пилотшибанул дверь  дверь унтом. Она открылась, и я спрыгнул на полуостров Ямал…».

Вокруг ночь, выключены посадочные огни и только лампочки на линии электропередачи тускло светили вдали.

«Ага, это освещается дорога рядом с аропртом. Мне бы только добраться до нее, а там я на попутке или такси до больницы». Но ящик из-под «Беломора» (папиросы – прим. моё) довольно большой, причём набитый медицинской литературой и ещё кто-то попросил подвезти почтовый мешок до шоссе было не донести. Если бы он знал, какое там шоссе, а уж такси в Яр-Сале заработало спустя 30-40 лет. Его подвёз «пьяный кучер в огромном тулупе». Естественно, дороги не оказалось,. Он увидел избы и чумы и множество гружёных нарт.

«Вот он, пригород полярного районного центра», – восторженно подумал я в романтическом экстазе и стал вглядываться в даль, в надежде увидеть сияющие огни села, но впереди была сплошная мгла.

– Далеко ли до центра?

– Во, б.. ты что?! С луны что ли? А мы где, по-твоему едем?!…

Прямо перед собой обнаржул вхъод в тамбур приземистого бревенчатого барака. Промороженные окна едва пропускали изнутри блеклый свет, исходящий будто от лучины. .. Что бы попасть в помещение надо было согнуться вдвое и с риском съехать на карачках куда-то в темноту. Ничего не поделаешь – сложился и, как с горки, скатился в темную дыру, которая и оказалась центральных входом в районную больницу села Яр-Сале».

Недавно разговаривая с Эдуардом Грачевичем по телефону, я спросил: «Яр-Сале сильно изменилось? – Не поверите, почти каждый день что-то новое начинает строится и сносят старые дома». Увы, я там был в прошлом веке.

Это, конечно, хорошо, что сносят старое, но всё же, хотелось бы, чтоб прошлое хоть как-то сохранилось, хотя бы в непредвзятых воспоминаниях очевидцев. И ещё раз скажу, очень жаль, что такая книга отпечатана всего в 500 экземплярах. Увы, у нас предпочитают печатать уже «проверенных» авторов или «толстенные кирпичи» с фотографиями, которые потом те, кому подарили во время чиновничьих мероприятий оставляют в аэропорту, предпочитая взять пару лишних килограмм рыбы.

Иллюстрации из книги: «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга» Э.Г. Парсомьянца

Честное слово, я бы порекомендовал книгу «Гримасы медицины. Записки полярного хирурга» Эдуарда Парсомьянца для всех, кто интересуется историей медицины и прошлого Ямала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: