Сказка в миниатюре

Сказка в миниатюре

Русские сказки, их герои и изображения. Они навеяны природой: если царевна, то обязательно с гордой осанкой лебедя, если Снегурочка, то непременно с заиндевелыми узорами на рукавах шубки. И есть во всём этом символизме, во всей этой красоте любовь русского народа к своей природе, к своим берёзам да соснам…

Средь запорошенных снегом деревьев, что придаёт особое очарование месту, находится посёлок городского типа Мстёра. Мстёру, а точнее знаменитый художественный промысел, знают далеко за пределами сосновых «стен» России-матушки – в других странах. Иностранцы с восхищением рассматривают шкатулки с филигранными, позолоченными сюжетами: «Mstera!». И это не случайно.

В своей книге «По окраинным землям Владимирским» А.А. Тиц пишет так: «Мстёра — край нехоженых лесов и полевых цветов, особый, живущий своей необычной жизнью цветистый мир красок и образов. В самом названии «Мстёра» звучит что-то былинное, сказочное. Перед глазами невольно встают гривастые коньки-горбунки, заоблачные дали с златоверхими теремами и причудливыми храмами, своеобразная полусказочная, полуреальная природа и человек во всём его безграничном многообразии: мифические герои и обыкновенные труженики, исторические персонажи и современники. Образы, рожденные народной фантазией и сошедшие со страниц любимых книг, заполняют лакированные поверхности мстёрских изделий».

Мстёрская лаковая миниатюра – один из художественных народных промыслов России, уникальность которого заключается не только в массе – папье-маше – основе всех изделий, но и в невероятно красивой цветовой гамме сюжетов.

Можно представить: брошь овальной формы, на ней изображена Снегурочка, где каждая деталь прописана максимально чётко, а кроме того, дополнительная сюжетная линия. Иначе как филигранностью это нельзя назвать, ведь на кусочке папье-маше в несколько сантиметров размещается целое сказочное действо. Цветовая гамма мстёрских изделий также не может не восхищать: яркие краски здесь соседствуют с нежными пастельными оттенками. Отличительной особенностью лаковой миниатюры Мстёры от «соседей» – Палеха и Холуя – является небо-градиент: от тёмно синего до нежно бирюзового с плавными переходами. Работы мстёрских мастеров можно распознать и по характерной чёрной окантовке любого изделия, своеобразной рамки.


Из истории становления народного промысла:  от мстёрской иконописи к пролетарскому искусству.

Впервые о мстёрской школе живописи становится известно в 17 веке по работам иконописцев Богоявленского мужского монастыря Богоявленской слободы (ныне – посёлок Мстёра). На волне общего интереса к национальной культуре того времени мстёрские художники были на пике своей популярности: создавались мастерские по иконописи, мастера приглашались в реставрационные работы лучших Храмов России, принимались заказы от императорского двора и богатых старообрядческих семейств. Однако, вместе с развитием в начале 20 века производства печатных икон наступает период упадка мстёрской иконописной школы, который, в свою очередь, даст толчок к становлению нового вида народного промысла – лаковая миниатюра.

В 1923 году была организована «Артель древнерусской живописи», а её мастера – художники – решили перенести своё творчество на украшения деревянных точёных изделий – солонок, тарелок, матрёшек. К 1930 году была освоена техника изготовления основ из папье-маше. Отличительной особенностью мсётрских мастеров от художников похожего народного промысла Федоскино стало сохранение стилистики древнерусской иконы: стройные пропорции фигур с небольшими изящными головами, условное изображение пейзажа. Мстёрские миниатюристы, сохранив принципы иконного письма, обратились к темам крестьянской жизни, русского песенного и сказочного фольклора.

1931 годом ознаменован новый этап в развитии народного промысла. В это время во Мстёре была организована артель миниатюрной живописи «Пролетарское искусство», работы которой получили высокую оценку за рубежом. На всемирных выставках в Милане (1935), Париже (1937) и Нью-Йорке (1939) мстёрские миниатюристы были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей. Очередным этапом стагнации промысла становится период 1940-х годов, когда искусство «захлестнул» станковизм – копирование картин русских художников 19 века, таким образом, была нарушена особая декоративная специфика миниатюры. Её возрождение начнётся лишь в 1970-1990 годах при сохранении традиционной узорности и декоративности строгой лаконичной композиции, мягком колорите, построенном на ярких звучных цветах.

В наше время прекрасные работы мстёрских миниатюристов создаются в условиях здания советского времени, где в подвальной части вручную изготавливаются основы из папье-маше. К слову, сама технология изготовления с использованием натуральных продуктов не менялась с 1930-о года. Согретые теплом рук человека основы приобретают очертания предметов (шкатулки, броши, тарелочки), на которых тонкой кистью наносится характерного небесно-голубого цвета краска, а поверх – золотистая. Потом рисунок покрывается лаком. Так рождается всемирно известные произведения народного художественного промысла.

Мстёрские миниатюры можно увидеть в частных коллекциях во многих странах мира или в виде экспонатов художественных музеев страны. И это стоит видеть. Волшебно красиво!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: