Генерал Гасфорд – студент и профессор

В прошлом году мне пришло письмо посредством электронной почты от Петра Вибе. На моём сайте «Ночной Директор» он прочитал статью о Густаве Гасфорде, и хотел узнать подробности.

Пётр Петрович Вибе, доктор исторических наук, академик Российской Академии Естествознания, директор Омского государственного историко-краеведческого музея. Не буду печатать все его заслуги, должности и т.д. Оказывается, он пишет книгу об одном из генерал-губернаторов Западной Сибири XIX века – Густаве Христиановиче Гасфорде. Сами понимаете, такому человеку я не мог отказать. И вот буквально на днях мне пришла книга «Правда о генерал-губернаторе Гасфорде, его жёнах и не только», напечатанная в Омске.

Конечно, было приятно, но ещё более интересно было почитать о человеке, о котором когда-то ходило множество лживых слухов и хвалебных речей. Тем более авторитет автора внушал доверие в том, что он разберётся в биографии этого человека и расставит все точки над i. Я не разочаровался. Напомню, в ИА «Уральский меридиан» была опубликована статья о Г.Х. Гасфорде.

Памятник Г.Х Гасфорду в Салехарде
30-е годы

В 1851 году Г.Х. Гасфорд был назначен генерал-губернатором Западной Сибири и командующим Отдельным Сибирским корпусом. Между прочим, Густав Христианович сражался на Бородино, позже стал генералом от инфантерии, то есть пехотным. В Сибири он сменил князя П.Д. Горчакова, оставившим после себя недобрую память у современников. Кстати, со временем, почему-то Горчаков стал «белым и пушистым», тогда как Гасфорда обвиняли во всех грехах. Так что хочу напомнить некоторым историкам, краеведам, а особенно публицистам и журналистам, кстати, от двух последних очень многое зависит, как будут воспринимать потомки того или иного деятеля, слова Н.И. Костомарова, оставившего после себя многотомное издание «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»:

«Истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде». Между прочим, он точно заметил,  «безусловно добродельных и безупречных людей на свете не бывает и прежде не было. Все люди с ошибками и пороками».

Вот что пишет Пётр Вибе, реабилитируя имя Гасфорда:

«Наиболее противоречиво представлена личность генерал-губернатора Западной Сибири Густава Христиановича Гасфорда. Первое противоречие (кстати, я тоже обратил на это внимание) – написание фамилии. В литературе встречается несколько вариантов, Гасфорд, Гасфорт, Гасфордт и даже Госфорт… В июне 2016 года на круглом столе в Областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина однозначно было заявлено, дескать «… на могильной плите написано «Густав Гасфортъ», что позволяет историкам говорить о том, что фамилия генерал-губернатора заканчивалась всё-таки на букву Т, а не Д».

Но автор провёл исследования и опроверг это мнение, даже в подписи генерал ставил букву «Д», в конце своей фамилии, – ГасфорД. Кстати, я тоже писал то так, то эдак.

Далее Пётр Вибе приводит несколько свидетельств людей, которым весьма помог Гасфорд, но в итоге они отплатили ему чёрной неблагодарностью, распуская про него слухи и сочиняя анекдоты. Так что ничего не изменилось в «этом подлунном мире».

Например, одному из тех, кому реально помог Гасфорд Пётр Потанин сочинил легенду о памятнике генерал-губернатору. Он пишет:

«Самомнение генерала было необыкновенно?; когда один ловкий чиновник во время поездки генерала в Берёзов заявил ему, что самоеды и остяки в восторге от его благодеяний, желают поставить монумент в Берёзове в память о его посещении города, генерал пришёл в умиление и приказал секретарю приготовить доклад в Петербург, и только в Омске нашлись более умные советники, которые объяснили генералу, что как будто бы бы не особенно ловко хлопотать при жизни о своём памятнике».

А ведь на самом деле эта история, мягко говоря, выглядела несколько иначе. Первое, события происходили не в Берёзове, а в Обдорске (сейчас Салехард). А во-вторых, памятник Гасфорду всё же был установлен.

Пётр Петрович Вибе

В своей книге Вибе приводит воспоминания П.К. Мартемьянова, военного инженера и плодовитого писателя, оставившего после себя весьма характерные характеристики многим представителям сибирского чиновничества середины XIX века:

«Это был учёный генерал, не в смысле наших вообще военно-учёных, оканчивавших курс в академии генерального штаба, но особенно учёный, учившийся в нас и за границей в нескольких университетах и академиях и имевший до пяти докторских дипломов по разным сферам наук. (Увы, сейчас губернаторов с таким обширнейшим образование нет). Человек почтенных лет, но, как студент, весьма гуманный, мягкий и обходительный, он не принадлежал к типу громовержцев и всей своей фигурой, голосом и манерами походил скорее на профессора, нежели на строевого генерала-фронтовика».

Тут хотелось бы уточнить, что именно при этом «студенте и профессоре», в Сибири начались изменения в лучшую сторону, в том числе борьба с коррупцией, бардаком, казнокрадством, местничеством и прочими «шалостями»  местных чиновников, которые здесь расцвели махровым цветом, они были уверены в своей неуязвимости. Недаром власти его сначала назначили руководить Западной Сибирью, а потом Восточной, ибо челобитные людей уже порядком надоело имперским властям.

Пётр Вибе приводит ещё один интересный факт. Гасфорд сыграл заметную роль в судьбе Фёдора Достоевского. В 1855 году генерал-губернатор приехал в Семипалатинск и там рядовой 7-го линейного батальона Достоевский передал ему своё стихотворение, написанное на смерть императора Николая I. В рапорте на имя военного министра Гасфорд написал, это стихотворение «по теплоте патриотических чувств обратило на себя моё особенное внимание». Позднее Александр II повелел рядового Фёдора Достоевского произвести в унтер-офицеры. Позднее Гасфорд ходатайствовал о «производстве» будущего писателя о бабушке и студенте с топором в прапорщики, а через два года, в 1858 году, и об его отставке.

Оказывал Густав Христианович покровительство и небезызвестному Бакунину, сосланному в Сибирь.

По мнению историка-сибиряка, между прочим неангажированного администрацией, XIX века И.Я. Словцова, период десятилетнего управления Западной Сибирью Гасфордом был «едва ли не самым отрадным, после управления П.М. Капцевича». За эти две пятилетки было проведено много административных и военных преобразований, сыгравших огромную роль в дальнейшем развитии Сибири, а значит всей страны.

Между прочим, именно его стараниям был образован Берёзовский округ. Особое значение он придавал образованию, под его руководством было учреждено много приходских училищ, открыты женские школы, а в Омске была учреждена фельдшерская школа.

Семейная жизнь Гасфорда также подвергалась насмешкам, а позже фальсификации. Ну что за привычка «ковыряться в чужом бель»?! Но дело в том, что Пётр Вибе выяснил, почему Густаф Гасфорд был женат три раза. В первый раз он женился в 27 лет. От этого брака у него осталось три дочери и сын, к сожалению даже дата смерти Ольги неизвестна. Незадолго до отъезда в Сибирь генерал вновь женился. Несмотря на то, что Любовь Гасфорд была на тридцать с лишним лет моложе мужа, брак их оказался недолгим, она умерла от чахотки, в 23 года в Омске. Утверждают, что его горе было безмерным. Поэтому, спустя полгода, в декабре 1852 года он отправился в далёкую и непростую служебную поездку на север Западной Сибири в Берёзов и Обдорск, надеясь, что новые впечатления отвлекут от мрачных мыслей. Через несколько лет он вновь вошёл под своды храма с новой избранницей. Надежда была моложе предыдущей жены. Весьма скоро она приобрела в Омске всеобщую любовь и уважение. Кстати, так же как и Любовь, она сопровождала своего мужа во всех близких и далёких командировках. Впрочем, для Сибири близкие и далёкие расстояние, вещи весьма условны, тем более в то время.

И ещё один факт из жизни Гасфорда, который бы неплохо взять на вооружение современным «птицам высокого и не очень, полёта». Его сын – Всеволод Густавович служил в лейб-гвардии Измайловского полка. И в то время, как его отец руководил Сибирским генерал-губернаторством, он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны, был ранен.

В 1861 году Гасфорд был назначен членом Государственного Совета и навсегда уехал из Сибири. Умер деятельный генерал в 1874 году и похоронен в Санкт-Петербурге.

Памятник Любови Гасфорд в Омске

Память о нём сибиряками сохранялась долго, вплоть до прихода новой власти. Но в конце XX века о семье Гасфордов в Омске вспомнили вновь, коллектив скульпторов, вдохновлённый светлым образом его второй жены Любови, создали скульптурную композицию, сделанную в виде скамьи, на одной стороне которой сидит Любовь Фёдоровна, а на другой край может присесть любой желающий. Естественно, о портерном сходстве вряд ли может идти речь, авторы в то время не имели  портрета жены Гасфорда. Но почему омичи выбрали именно Любовь, а не Надежду, вопрос интересный, здесь тоже есть своя интересная история. Но как бы там ни было, именно Люба стала олицетворением юности, женственности и благородства. Увы, чего так не хватает в современном мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: