Бунт в Курганской женской гимназии. 1905 год

Бунт в Курганской женской гимназии. 1905 год

Бурным, насыщенным событиями для нашего города выдался 1905 года, когда в забастовки, манифестации и демонстрации включились не только взрослые жители города: рабочие, железнодорожники, военные, но и совсем юные горожане, учащиеся школ, гимназий и училищ.

17 августа 1905 года на Педагогическом Совете женской Александровской гимназии было зачитано распоряжение Министра народного просвещения о запрещении учителям участвовать в обществах, не разрешенных правительством.

18 октября 1905 года забастовали учащиеся Курганского городского училища.

В этот же день Курганский исправник Иконников телеграфировал Тобольскому Губернатору: «Сейчас забастовали ученики городского училища. Гимназистки готовят петицию. Сходка забастовщиков собирается на железной дороге».

20 октября состоялась сходка девушек-гимназисток в здании Александровской женской гимназии. Участвовало 30 учениц. Была подготовлена петиция из 16 пунктов и подана в Попечительный Совет гимназии.

Здание женской гимназии. 1909 г.

Из протокола экстренного заседания Попечительного и Педагогического советов:

«Забастовки отразились на внутренний жизни гимназии. Получено сообщение, что на собрании рабочих решено с 18 октября закрыть занятия во всех учебных заведениях Кургана, уведомить об этом попечителей округа, на дверях гимназии вывесить объявление».

Мотивом послужило то, что в Минске и других городах рабочие, явившиеся в школы, потребовали немедленно прекратить занятия и присоединиться к уличной демонстрации.

15 октября на второй перемене ученицы Курганской гимназии увидели войска, расположенные по соседству для противодействия железнодорожным забастовкам, что сильно напугало учениц. Было несколько истерик.

Выяснилось, что на сходке рабочих было принято решение учебные заведения не закрывать.

19 и 20 октября в женскую гимназию явилось очень мало учениц, но занятия было принято не отменять. Неожиданно в класс ворвалась ученица 8 класса Демина и возбуждено закричала: «Господа! Соберитесь сейчас же на сходку!» Учитель Флеммер, считая такое поведение слишком дерзким, прекратил занятия и проходя в учительскую, вызвал Демину и объяснил ей всю бестактность ее поведения. Сказав при этом, что при таком поведении учителю лучше отказаться от занятий. Одноклассницы Деминой попросили ее извиниться перед учителем, на что она дерзко ответила: «Пожалуйста! Я в жизни ни перед кем не извинялась!»

Начальница гимназии М.М. Волкова попросила не оказывать на Демину давление и предоставить ей право действовать по собственному усмотрению.

Ученицы Александровской женской гимназии. 1905 г.

Утром 20 октября небольшая группа учениц обратилась к начальнице гимназии с просьбой разрешить им сходку в здании гимназии. Волкова, посоветовавшись с учителями, сходку разрешила. На сходке, длившейся 3 часа присутствовали около 30 учениц старших классов, начиная с 4-го. Ученицы составляли петицию. Около 6 часов вечера петиция была передана Председателю Педагогического совета Григорьеву.

Из протокола: «В учительскую собрались несколько членов педсовета, чтобы узнать содержание петиции. Присутствовали также ученицы, некоторые вели себя в высшей степени дерзко, держали себя вызывающе, требовали удовлетворить пункты и отвечали на слова преподавателей насмешками и хихиканьем. Получалось впечатление, что ученицы являлись обвинителями и судьями своих наставников».

Так как не было времени рассмотреть все пункты петиции, а их было 16, собрание проходило в неудобной обстановке (не хватило мест для всех учителей). Некоторые пункты нужно было обсудить на педсовете, некоторые ученицы, в виду позднего времени, стремились отправиться домой, председатель предложил назначить время для рассмотрения всей петиции на завтра 21 октября.

Утром 21 октября Педсовет рассмотрел все пункты петиции. Было высказано пожелание воздействовать на учениц путем убеждения, показать несостоятельность некоторых требований, предложить изменить редакцию некоторых пунктов, не ясно выраженных.

В петиции было требование: Изменить чиновническое отношение преподавателей и установить товарищеские отношения. Под «чиновническим отношением», как оказалось, ученицы имели в виду школьную дисциплину. Подписано было: ученицы старших классов. Было не понятно, выражается ли в этом желание всех, или незначительной группы (как потом и оказалось). Совет предложил подписать петицию, заверив, что это не повлечет за собой никаких репрессий.

Председатель Педсовета З.П.  Хворостова напомнила ученицам о некоторых правилах поведения в гимназии. Рекомендовано было держать себя корректно и не оскорблять никого из членов собрания, как это было накануне.

Стали обсуждать п.1. петиции «Неприкосновенность депутатов», а депутаты даже не подписали петицию, подавала петицию одна ученица. Хворостова предложила уточнить формулировку «Неприкосновенность депутатов».

Из протокола собрания: «Учащаяся 8 класса Демина ответила, что ученицы поставили свои требования обдуманно, изменять редакцию они не желают, тем более, что они этого уже не вправе сделать, так как еще до начала беседы петиция была послана телеграфом попечителю Западно – сибирского округа. Такое заявление произвело сильное впечатление не только на членов Педсовета, но и вызвало недоумение и смущение учениц. Оказалось, что телеграмму послали только трое учениц – руководителей, не считая нужным сообщить об этом даже своим единомышленницам».

Все члены педсовета отказались после этого от дальнейшего участия в прениях, считая, что этим оказано полное недоверие педсовету, и теперь остается только ждать решения попечителя.

Из протокола: «Сопоставляя все действия учениц с действиями педсовета необходимо указать на то, что насколько ученицы были бестактны, настолько была корректна другая сторона. Так во время сходок учениц ни один из членов педсовета не вмешивался в их дела. Бестактность учениц, помимо выше приведенных случаев, видна еще из следующих примеров: Во время заседания педсовета при обсуждении петиции, явилась с шумом группа учениц в зал заседания, нисколько не извиняясь перед собравшимися преподавателями. Начальница гимназии остановила их дальнейшие действия следующими словами: «Позвольте, Господа! Мы все давали вам возможность самостоятельно обсудить ваши дела. Мы все согласились на время, назначенное вами для беседы. Теперь позвольте и нам толковать о наших делах. Прошу всех удалиться и явиться сюда только тогда, когда последует с нашей стороны приглашение!»

Ученицы удалились, но подняли страшный шум в нижних этажах, так что председателю Е.Г. Григорьеву пришлось отправиться к ним и поставить им на вид их действия. Следствием этих воздействий была установлена тишина».

После объявления членами педсовета их решения об отказе в дальнейшем участии в беседе, ученица 8 класса Голышева подошла к столу и схватила петицию, за которой в это время протянула руку З.П. Хворостова. На просьбу вернуть петицию, Голышева ответила: «Если вы отказываетесь от ее обсуждения, то она вам незачем!» И с этими словами удалилась. Члены педсовета попросили вернуть петицию, но ученицы не только не исполнили их просьбу, но пригрозили следующими словами: «Если Совет петиции не рассмотрит, то мы приведем сюда наших защитников. Они вас уже заставят!» Такой порядок действий показал Совету, что исходным пунктом всех их действий нужно считать поддержку со стороны людей, которым нисколько не дороги ни интересы учениц, ни интересы гимназии. В виду этого, педсовет решил в дальнейшие сношения с ученицами не вступать и немедленно пригласить на экстренное заседание Попечительный Совет гимназии.

На общем Совете все члены пришли к следующему заключению: «Несмотря на то, что ученицы старших классов считают себя якобы взрослыми, и потому имеют право на самостоятельный образ действий. Они находятся в зависимости от родителей, дающих им средства к существованию и возможность учиться. Естественно поэтому, дети должны отдавать родителям отчет в своих действиях и считаться с их мнением. Весьма возможно, что многие родители про действия их детей ничего не знают, и что такое явление ими нежелательно». В виду изложенного, Соединенный Совет постановил созвать родительское собрание и обсудить некоторые вопросы, от решения которых зависела не только дальнейшая судьба гимназисток, но и гимназии.

Преподаватели и ученицы Курганской женской гимназии. 1907 г.

На объединенном собрании родителей, Педагогического Совета и Попечительного Совета присутствовало 165 человек. Председателем был избран А.П. Ванюков. На вопрос о подаче петиции, Ванюков отметил, что в составлении петиции участвовали только 30 учениц, тогда как в старших классах обучается 114. Таким образом, получалось, что далеко не все ученицы поддерживали эти требования. Затем перешли к рассмотрению самой петиции.

Такие пункты, как: «Неприкосновенность депутатов», «Уничтожение внеклассного надзора», «Свобода всевозможных ученических организаций», «Уничтожить отметки, отменить награды», «Убрать из уборной сторожиху, как шпиона», «Чтобы отметки не имели такого решающего значения, как в некоторых случаях», «Неприкосновенность корреспонденции», «Изгнать чиновническое отношение к ученицам» не были одобрены ни учителями, ни родителями, поэтому собрание решило эти пункты отклонить. А пункты: «Разрешить ученицам старших классов преподавать в воскресных школах», «Льготный проезд ученицам по железной дороге», «Организовать ученическую кассу, с целью помогать нуждающимся ученицам», «Бесплатное обучение французскому языку и введение уроков музыки для всех желающих», Собрание нашло весьма похвальным.

Таким образом, какие-либо серьезные действия, как со стороны преподавателей, так и со стороны учениц удалось предотвратить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: