Как бороться с гололедом? Опыт Европы, Америки и России

В период обильных снегопадов новостные сводки нередко пестрят сообщениями о том, что коммунальные службы систематически не справляются с обязанностями по очистке улиц. Например, в 2015 году курганские СМИ писали в подобном ключе практически ежедневно на протяжении недели, а в нынешнем сезоне на почве бездействия компании-подрядчика разгорелась большая дискуссия на тему: должен ли рядовой житель собственноручно пытаться очищать тротуары. Проблема уборки снега стоит остро для любой страны, чьи города находятся в соответствующих климатических условиях. Способов и методик ее решения разработано достаточно много, вопрос – какие из них наиболее предпочтительны? В этом и попытаемся разобраться на примере зарубежных городов и российских регионов.

Для начала нужно понять, что на сегодняшний день в мире не существует единого и наиболее эффективного способа борьбы с гололедом: состав смесей, порядок их применения и вообще алгоритм действий при обильных снегопадах сильно варьируется в зависимости от географического расположения, особенностей инфраструктуры и финансовых возможностей муниципалитетов.

Европа

Не стоит думать, что в Европе не используют реагенты. Для того, чтобы поддерживать улицы в эталонном состоянии, приходится прилагать немалые усилия. В Старом свете уже давно поняли, что никакого «секретного» реактива от снежной каши в природе нет, – все дело в ответственности и аккуратности. Однако многие считают европейские условия гораздо более щадящими, чем российская зима. Это не совсем так. Например, если сравнивать Скандинавию и Россию, то наиболее близкими по климатическим условиям городами являются Москва и Хельсинки: зимы в обоих городах нестабильны и переменчивы. В Хельсинки, аналогично российской столице, может ударить мороз под минус 30° или в январе пойти дождь со снегом и последующим гололедом.

Здесь важно действовать на опережение, понимая тот факт, что для города гололед и снежная каша стоят очень дорого. Вообще финны предпочитают превентивные меры, поэтому дороги там освобождаются ото льда очень быстро: снегоуборочные машины появляются в нужном месте буквально в тот же момент, как начинается снегопад. Тем не менее и соль (NaCl) в Финляндии применять не стесняются, хотя прекрасно понимают, что, несмотря на естественность, экологичность и дешевизну, излишки ее в почве, на дороге, в грунтовой воде никому не пойдут на пользу. Именно поэтому запасы соляной смеси стараются не трогать без необходимости.

Зимний Хельсинки очень напоминает российскую столицу

Если по прогнозу после снегопада температура повысится выше нуля, то гололеда вообще не будет, если ударит мороз минус 20°, сыпать соль нет никакого смысла, так как при минус 21° замерзает любой соляной раствор, а при минус 10° смесь снега и соли тает уже совсем медленно. Стоит признать, что вплоть до 90-х годов на Западе соль сыпали на глазок, что напрямую сказывалось на экологии. При прекращении использования хлоридов на дорогах их вымывание из почв может занять десятилетия. Именно это и послужило началу борьбы за сокращение бесполезного засоления дорог и окружающих территорий.

При высокой опасности попадания солей в грунтовые воды в Финляндии используют формиат калия – калиевую соль муравьиной кислоты. Формиат быстро разлагается в земле, даже при низких температурах, хотя некоторые считают его менее эффективным. Однако часто обходятся вообще без использования соли: на помощь приходит мелкий абразив – каменная крошка или песок. Такой метод называют фрикционным и используют в Австрии, Германии, Швеции и Финляднии в том числе. Несомненным плюсом метода является экологичность и возможность многократного использования, что в конечном итоге неплохо экономит городской бюджет: после выполнения основной функции крошка собирается, складируется, а затем ожидает повторного применения. Но стоит заметить, что абразив может наносить заметный ущерб лакокрасочному покрытию автомобилей. В связи с этим приходится искать строгий баланс в использовании различных составов.

В Швеции часто применяют так называемый «метод Торгейра Ваа«, заключающийся в смешивании мелкого песка с почти кипящей водой и дальнейшего разбрызгивания по улице. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад. Метод эффективен и экологичен, но требует специальной дорогостоящей техники.

США, Канада и остальной мир

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния (MgCL2), содержащий меньше хлора, нежели остальные хлориды, но при том обладающий более высокой эффективностью при сравнительно небольшом расходе. Здесь все обуславливается довольно солидными бюджетами: некоторые штаты тратят от 50 до 80 млн. долларов в год на очистку дорог, Канада – до 1 млрд. долларов. Экологичный, но достаточно дорогой состав, к тому же неэффективный при низкой температуре, используют в Новой Зеландии (да, там тоже бывают снегопады!) – кальциево-магниевый ацетат: для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние. Из органических средств чаще всего применяется нетоксичная мочевина, хотя такой способ очень затратен. Что касается Японии, то там дороги вообще никак не обрабатывают, запрещая при этом использование шипованных шин. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах в Японии — задача самих жителей (к теме недавней курганской дискуссии), к которой они относятся с пониманием.

Зима в канадской провинции Квебек

Россия

В нашей стране размах творчества, впрочем как и вариативность объема использования противогололедных реагентов, изменяется от региона к региону. В Москве, например, долгое время применяли все ту же соль NaCl, однако, из-за массы недостатков – разъедание кузовов, колес автомобилей и обуви прохожих, а также гибели зеленых насаждений, – от этого метода отказались. С 2002 года в столице используют так называемые «экологически благополучные реагенты», вроде «Биомаг«, ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), ХКМ и «Нордекс«. Более скрупулезно разбирать химический состав этих смесей сейчас не имеет смысла. Важно то, что они гораздо безопасней и достаточно эффективны, хотя имеют тенденцию к созданию масляной пленки на дороге, увеличивающей тормозной путь.

В настоящее время в Столице в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части используется жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ): по сравнению с солью он имеет минимальные нормы расхода, весьма эффективен при низких температурах, не позволяет образовываться гололеду и даже способен улучшать состоянии почвы. Настоящий «чудо-порошок«? Отнюдь. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Кроме того, после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. А еще состав способен вызывать аллергию.

Любовь властей Москвы к химикатам не отменяет использование абразивов: в качестве противогололедного реагента для тротуаров и пешеходных дорожек используется мраморная или гранитная крошка. Только в нашем случае ее зачастую сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному его истиранию. В Санкт-Петербурге в прошлом году городские власти отказались от использования соли вообще, отдав предпочтение методу «только песок и механическая уборка».

В Перми в 2016 году решено использовать реагент «Галит» и песко-соляную смесь. «Галит» – желто-бурая техническая соль. Она содержит в себе достаточно много глины, различных примесей и «работает» лишь до -10С. При растворении со снегом осадок от соли оставляет липкую жижу. Нужно помнить также про экологический вред и негативный эффект для автомобилей. Любит Пермь и жидкие реагенты – так называемые «рассолы», – это рассолы хлоридных солей с концентрацией 20−30%. Их использование рекомендовано при температурах до −8…−10 С и при погоде без осадков. В противном случае это может привести к вторичному обледенению. Жидкие материалы могут обладать высокой вязкостью, что может увеличивать риск возникновения аварий.

В Кургане забывают чистить не только тротуары, но и социально необходимые пандусы

Что касается Екатеринбурга, Казани, Уфы и Ижевска – там на дорогах используют «Бионорд», а на тротуарах гранитную крошку и песко-соляную смесь. В Кургане используется преимущественно песко-соляная смесь как наиболее бюджетный метод. Причем в Кургане уборка улиц состоит в тандеме с регулярными скандалами о невыполнении коммунальщиками обязательств. Доходит до того, что жители вручную пытаются бороться со снегом на центральных улицах общегородского значения, рассыпая пакеты с солью.

И что в итоге? 

Ответ на этот вопрос попытался дать председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз» Семен Гордышевский: «Лучший способ — всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества — диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу«.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: