В Салехард, в храм святых Петра и Павла, совершив большое путешествие по всем городам и посёлкам ЯНАО вернулась икона с образом Николая Чудотворца.
История этой иконы очень интересна и неразрывно связана с историей нашей страны. До революции она находилась в храме святых Петра и Павла в Салехарде. Но во время бескомпромиссной борьбы атеистов с православной верой, когда разрушались церкви, уничтожались святыни, сбрасывались колокола и подвергались репрессиям служители церкви, образ Чудотворца был спасён верующими.
Потом икона пропала на долгие десятилетия. Сейчас выяснились некоторые подробности. В 30-е годы в верховьях реки Таз поселилась ненецкая семья из Обдорска. Среди домашнего скарба эти люди бережно хранили и передавали из поколения в поколение бесценные реликвии, под покровом ночи вынесенные из гибнущего храма в последние дни его существования. Это были богослужебные книги (которые позже передали в Красноселькупский краеведческий музей), а также эта самая икона святителя Николая.
Оказалось, что её спас один из ненцев-оленеводов и долгие десятилетия икону бережно хранили, перевозя с собой по тундре долгими дорогами кочевий в своих нартах. А позже икона попала к одному из жителей Красноселькупского района. В декабре 2014 года в епархию пришло письмо от промысловика-охотника из Красноселькупа, где он написал, что решил передать храму старинную икону. Это было одно из важнейших решений его жизни – вернуть святыню Салехардской епархии. И так совпало, что это произошло в год 120-летия первого каменного храма на Ямале.
Специалисты констатировали, что, несмотря на то, что икона сохранилась хорошо, всё же необходима реставрация, поэтому её передали в Троице-Сергиеву лавру, где иконописцы смогли вернуть ей первозданный облик. 9 октября икону доставили в Ноябрьск, откуда началось её большое странствование по всему округу. И вот она вернулась домой в Салехард, в храм святых Петра и Павла где в её честь была проведена служба.
А здесь я хочу отметить, что Николай Чудотворец для Ямала гораздо больше чем лик на иконе. С ним связано очень много интересных, не поддающихся объяснению фактов, в том числе, необъяснимая любовь и почитание ненцев и ханты к этому святому. Ведь кочевники далеко не такие наивные, как это может показаться на первый взгляд. Что-то ведь их привлекло в Николае Чудотворце. Причём так сильно, что он стал у них едва ли не самым главным в пантеоне их божеств. К этому я ещё вернусь, а вот вопрос: почему именно Николай Чудотворец стал хранителем северных аборигенов не на шутку интересовал и миссионеров столкнувшихся с подобным проявлением любви инородцев к этому святому. Например, настоятель православной миссии в Обдорске игумен Иринарх (И.С. Шемановский), этому вопросу посвятил немало часов размышлений.
И сейчас исследователи задаются этим же вопросом, ломая голову – «И ведь их никто за язык не тянул, – как метко высказался один современный историк. – Они сами приезжали в Обдорск и рассказывали о своих встречах и об его чудодейственной помощи». Но как бы там ни было, местные народы стали видеть в святителе «русского бога». Они даже нарекли его по-своему, ханты стали его называть Торым Никола, ненцы – Нум Никола, а вогулы – Нум Торым Никола. И все это были синонимы слов –Бог русский, то есть Бог Николай.
Так что неудивительно, что икона сохранилась у оленеводов, а теперь снова хранится в храме святых Петра и Павла.