В Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске освоили технологически передовой метод – криобаллонную абляцию фибрилляции предсердий. ФЦССХ провел уже 32 таких операции.
«Если представить ритм сердца как симфонию, а само сердце как оркестр, в котором один из музыкантов начал фальшивить, то станет понятно, как происходит разлад сердечной мышцы из-за распространенной патологии – фибрилляции предсердий или мерцательной аритмии, – рассказывает заведующий третьим кардиохирургическим отделением Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске Павел Шугаев. – Со стороны левого предсердия на основание легочных вен, то есть тех вен, по которым в сердце возвращается кровь из легких, переходит часть мышечных волокон миокарда. И если в предсердии они взаимоорганизованы, сокращаются синхронно, то там где они на вену наслаиваются, появляется хаотическая структура. Мышечные волокна располагаются неправильно и разнонаправленно. Такая структура создает много проблем. Может возникать экстрасистолия – преждевременные электрические импульсы, которых быть не должно. Они будут вызывать постоянную, лишнюю активность мышц предсердий и рождают в сердце электрический хаос. Сердце перестает выполнять свою главную функцию – полноценное снабжение органов кровью. В лучшем случае это означает тяжелую болезнь. В худшем – смерть».
При мерцательной аритмии предсердия перестают ровно и стабильно перекачивать кровь в желудочки – основную насосную камеру сердца, кровь застаивается, и в результате образуются тромбы. Следующий шаг – инсульт. Единственный способ остановить хаотические импульсы – изолировать мышцы, наслоившиеся на вену, прекратить передачу команд. До недавнего времени вариантов было два: отсечь их во время открытой операции с помощью скальпеля или, используя радиочастотную, то есть тепловую, абляцию (ожог), создать рубец, изолирующий ту часть мышцы сердца, которая наслоилась на вену. Теперь в Федеральном центр сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске освоили третий метод – криобаллонную абляцию фибрилляции предсердий.
Выглядит эта технология фантастически: без разрезов, с помощью специальных инструментов, в вену вводится длинный катетер, на конце которого находится баллон. Врач по рентген-экрану ведет этот баллон к тому месту, где мышцы сердца наросли на вену. Оказавшись под этим местом, баллон, раздуваясь крио-газом и охлаждаясь до температуры минус 70-80 градусов по Цельсию, замораживает тот самый отрезок вены, который посылал бессистемные, неправильные электрические импульсы к сердцу. Образовавшаяся рубцовая ткань уже не в состоянии проводить такие импульсы.
«В большинстве случаев наши воздействия позволяют добиться хорошего результата с длительным эффектом. Но примерно у трети пациентов через некоторое время в изоляционных линиях, которые мы создали, может образоваться прорыв. Не всегда возможно создать изоляцию на глубину всего мышечного слоя предсердия. Поэтому повторные процедуры абляции – это норма», – отмечает Павел Шугаев.
Малая травматичность криобаллонной абляции – главное преимущество. Радиочастотная абляция – по сути, воздействие на мышцы высокими температурами – это всегда отек и воспалительный процесс. Охлаждение, наоборот, дает минимальную травматичность и, как результат, пациент Федерального центра сердечно сосудистой хирургии переносит такую операцию гораздо легче и «встает на ноги» уже через несколько дней, возвращаясь к повседневной, обычной жизни.