Любите ли вы киномюзиклы? Нравятся ли вам «Мулен Руж», «Бриолин», «Чикаго»? Да-да, те самые киноленты, в которых герои говорят-говорят, а потом вдруг с места в карьер начинают петь и танцевать, к ним вдруг синхронно присоединяются окружающие, а обстановка вдруг становится то звездным небом, то крышей небоскреба, то чем-нибудь еще, блестящим и красивым?
Если киномюзикл – это ваш жанр, то не пропустите фильм «Величайший шоумен», идущий сейчас в кинотеатрах. Это то, что нужно.
Итак, «Величайший шоумен»
Для кого
Для семейного просмотра. Без проблем – всей семьей. «16+» – какая ерунда!
Насладиться зрелищем, посмотреть на Хью Джекмана за его привычной работой (на Западе он известен как актер мюзиклов, танцевать и петь – его конек). Полюбоваться на Зака Эфрона в роли принца, влюбившегося в Золушку: он там также танцует, поет, носит красивый цирковой мундир в обтяг, летает над манежем на лонже и целуется – девчонки, чего сидим? Бегом в кино, потом дочитаете! А еще фильм может стать неплохим мотиватором и подсказчиком для предпринимателей – ведь там рассказывается история рождения бизнес-идей и многих маркетинговых приемов, что активно используются по сей день.
Главная мысль
Отвлекшись от своего бизнеса хоть на день, рискуешь его потерять.
О чем
Фильм – про реального исторического персонажа Финеаса Барнума, известного американского продюсера и авантюриста XIX века, которого можно считать основоположником шоу-бизнеса в его современном понимании. Он умел улавливать чаяния публики и создавать успешные шоу с участием людей с необычной внешностью и способностями. Можно пошутить, что исполняющий эту роль Хью Джекман снова попал в компанию «людей икс», только уже сам выступает своеобразным профессором Клавье (кстати, на оригинал – см. портрет – Джекман не очень похож, но об этой роли, как сообщают в СМИ, мечтал очень давно).
Реальный Барнум искусно манипулировал слухами и скандалами как средством рекламы. Некоторое время он занимался политикой, выступал за равенство наций и рас, занимался благоустройством и здравоохранением, боролся с шарталанством и мошенничеством. В то же время на его счету – многочисленные мистификации (так, он собственноручно склеил мумию русалки, которую демонстрировал в созданном им музее), а также неоднократные бизнес-провалы. Даже краткая статья из Википедии выдает множество интересных фактов об этом человеке. Вот, например: «Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Санкт-Петербурга, «мальчик с песьей мордой», принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене». Человек, сам сделавший себе имя и состояние, выстроивший несколько дворцов, катавшийся по Америке на слоне, – разве может быть неинтересной киноистория о нем?
Барнум для американской культуры – фигура очень значительная. Достаточно сказать, что его автобиография еще при жизни издавалась неоднократно, а по продажам была на втором месте после Библии. Но картину трудно назвать байопиком, потому что, во-первых, в два часа экранного времени трудно впихнуть всю неоднозначную и богатую событиями жизнь этого персонажа. А во-вторых, персонажа этого сильно идеализировали: пожалуй, искать в кинообразе реального Барнума – все равно что по былинному Владимиру Ясному Солнышку составлять мнение о Владимире Мономахе. Перед нами – просто музыкальная киносказка.
Неравный брак по любви, пронесенной с детских лет: «Уважаемый сэр, вы меня держите за мусор, но я долго работал на железной дороге, немножко поднакопил и теперь женюсь на вашей дочке, будем жить на каком-нибудь чердаке и стирать белье самостоятельно». Судя по лицам, жениху с невестой к тому моменту было по сороковнику, на сцене такое допущение – обычное дело, а в кино смотрится плохо. Однако песни и танцы, которые звучат каждые десять минут, сглаживают эти условности – все номера действительно хороши. Особенно музыкальное начало и романтический акробатический номер под куполом цирка. Это хочется пересматривать.
Слоган фильма – «Невозможное возможно». И правда, в этой ленте много неправдоподобного. 25-летнюю историю развития его бизнеса уложили максимум в пару лет, поскольку маленькие дочери Финеаса к концу фильма так и не подросли (словно девочка-галлюцинация в «Истории разума). Не очень веришь в верность жене («меня певицей соблазняли!»). Партнер Банума Карлайл – светский лев с тонкой и ранимой душой, бросающий вызов своей семье и обществус риском остаться нищим. Артисты цирка, которые боготворят работодателя, будто он гарантировал им отпускные и хорошую медстраховку. Великосветская публика, которая почти не замечает присутствия в своем составе пары с разным цветом кожи (это в девятнадцатом веке?). Словом, сказка. И можно ерничать дальше сколько угодно – но сказка эта все равно хорошая, потому что радует глаз, вдохновляет и «делает день». Вот такой вот парадокс.
Отдельно, кстати, хотелось бы сказать о женских персонажах. Им не возможно не сопереживать. Одна из них долгие годы ждет выполнения обещания любимого подарить счастливую жизнь и терпит рождение и крах его многочисленных фантазий (Мишель Уильямс). Другая решается шагнуть на сцену, навстречу насмешкам над уродующей ее бородой (Кила Сеттл с невероятным голосом и харизмой). Третья, мулатка, начинает роман с белокожим мужчиной, совершенно точно зная, сколько унижения получит за это от окружающих (Зендея). Даже малышки-дочки Барнума ловят свою долю оскорблений от знатных ровесниц. Для меня это фильм стал историей о женском терпении, выносливости и смелости.
Отдельный, особо близкий россиянам момент – история ханжеского неприятия «непристойных представлений», которое сопровождалось нападениями на артистов и поджогами цирка. Ничего не напоминает?
«Величайший шоумен» – это первый фильм в режиссерской карьере Майкла Грейси. Дебют оказался удачен – может, пригласим его в марте в Ханты-Мансийск, на фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»? Ну, дайте тоже помечтать…
P.S.: Эффект Барнума, что упомянут в заголовке, – это из психологии: он означает восприятие человеком обобщенного описания его личности как очень точное и индивидуальное, тогда как оно с тем же успехом может подойти любому другому человеку. Думаю, этот эффект проявляется и в зрителе «Величайшего шоумена»: любой творческий человек, предприниматель или просто мечтатель может узнать в этом образе себя.