В новом 2018 году в России минимум дважды ожидается повышение цен на бензин. Первое, можно сказать, уже произошло. Ставка федерального акциза выросла на 50 копеек с 1 января 2018 года.
Это, безусловно, уже отразится на стоимости топлива сразу, после новогодних праздников. Югорские заправки начали повышать цены уже за несколько недель до нового года. По итогу, средняя стоимость 92-го бензина практически полностью подобралась к вилке 41-41,3 рублей за литр.
Второй раз акциз повысится с 1 июля 2018 года еще на 50 копеек за литр топлива. Эксперты на рынке прогнозируют, что с учетом инфляции бензин не должен подорожать дороже, чем на 7%, а дизель – на 11%. Т.е. в суммарном выражении, литр бензина к концу года должен стоить на 3-3,5 рубля дороже, чем в начале. А литр дизельного топлива – на 4,5-5 рублей.
Скептически настроенные эксперты говорят, что стоимость популярной марки 95-го бензина к концу года может подпереть порог в 50 рублей. Они обращают внимание на то, что мало учитывать факторы акцизов и инфляции, если нужно учитывать стоимость нефти на мировых рынках, стоимость пары доллар-евро, отпускные цены с нефтезаводов и загруженность мощностей последних.
Сейчас наметился тренд на рост нефтяных цен. За несколько месяцев, цена за баррель «черного золота» подбиралась к уровню 70 долларов. Если изменений не будет и прогнозы мировых аналитиков верны, то добыча нефти в мире будет падать, в связи с недостаточными вложениями в разведку новых запасов в предыдущие годы. Это подстегнет спрос на нефть, так как предложений на рынке будет меньше обычного.
Другим моментом обязательно станет состояние на рынке пары доллар-евро. Сейчас доллар в биржевой игре по этой паре показывает ослабление. Если оно продолжится, то и нефтяной рынок однозначно отреагирует повышением нефтяных цен для того, чтобы компенсировать собственные потери от слабого доллара США.
Но основную роль в высоких ценах на бензин играет, как ни странно, не сама нефть. Углеводороды в бензиновой цене занимают около 10% от стоимости. Большую сумму занимают акцизы, налоги и прочие государственные сборы, а также отпускная цена на бензин, которую устанавливают нефтезаводы. В России таких предприятий недостаточно, чтобы обеспечить потребности всей страны. Часть бензина производится на нефтезаводах в Белоруссии, которая потом перепродается в России.
Этот фактор тоже нужно учитывать. Поскольку, завод может повысить закупочную стоимость тонны нефти, чтобы загрузить собственные мощности. Цена повышения будет невысока, но в массе даст неплохое повышение прибыли для нефтеторговцев. Остальные заводы, чтобы не остаться без сырья, тоже будут вынуждены повышать закупочные цены на нефть-сырец, что приведет в увеличению отпускных цен на готовый бензин.
В общем, если верить всем экспертам, то цена за бензин в Югре, с учетом специфики региона и отдаленности от крупных нефтезаводов, в общем объеме к концу 2018 года будет колебаться в пределах 45-50 рублей за литр. Возможно, 45 рублей за 92-й бензин заправки будут просить уже ко второму повышению акцизов – к 1 июлю 2018 года, а 95-й пробьет эту цифру уже к середине весны.