Губернатор Югры Наталья Комарова вновь пытается найти точки выхода из затяжного финансового кризиса, в который попал регион. Дефицитный бюджет ХМАО, принятый на 2018 год, показал, что в округе многие инициативы, связанные с улучшением инвестиционного климата, проводились «спустя рукава» и для формирования красивых отчетов в Кремль.
Ясно, что основным локомотивом в Югре до сих пор являются предприятия нефтегазового сектора. Действия властей региона завлечь в Югру новых инвесторов на поверку оказались неэффективными. Программы поддержки новых инвесторов, декларируемых властями уже несколько лет к ряду, не сработали.
Инвесторы не идут в Югру, не стремятся. По мнению аналитиков, связанно это с несколькими факторами. Первым, и важным, это климатическая особенность региона, при отсутствии должной инфраструктуры. Растянутость коммуникаций, высокие цены, холодный климат – кому интересно в таком месте строить предприятия, не связанные с добычей природных ресурсов? Да и те затягиваются, либо остаются на бумаге. Т.к. нет должного железнодорожного сообщения.
Фактор отсутствия нормальной инфраструктуры отпугивает даже переработчиков нефти. Казалось бы, где добывают, там дешевле и перерабатывать, чтобы готовый продукт везти уже в регионы. Но это, как оказывается, не повод для бизнеса. Повод – вопросы с транспортной доступностью, которые не может нормально реализовать Югра.
Из региона уходят даже привычные для него производства. Как к примеру, «Газпром трансгаз Сургут», которая в прошлом 2017 году объявила о ряде шагов, которые повлияют на собираемость налогов в Югре. Первым шагом является перенос офиса в Санкт-Петербург, куда из Сургута заберут только часть специалистов. Саму «Газпром трансгаз Сургут» объединят с более крупной «дочкой» «Газпрома» – «Газпром трансгаз Югорск», расположенную на границу со Свердловской областью в городе Югорске.
«Газпром» связывает это с оптимизацией своих мощностей. Из-за этого на улице могут остаться около 6000 специалистов. А Югра потеряет значительную часть налоговых поступлений, помощь в организации праздничных мероприятий и лобби Югры в Москве.
Еще одним неприятным, но прогнозируемым ранее событием, стало недополучение бюджетом ХМАО около 45% доходов из налога на прибыль. Нефтянка, добывающая нефть в регионах, закрыла 2017 год перечислением всего около 3 миллиардов рублей налога на прибыль. Тогда, как в 2016 году в регион от них же поступило в районе 27 миллиардов рублей. Такое падение многие связывают с переносом оплаты налогов в Москву.
При этом, стоит отметить, что на Ямале власти смогли продавить «Газпром», который все-таки начал отчислять налоги в региональный бюджет, а не москвичам. Поэтому, там бюджетный рост наблюдается в районе 20%. А вот Югра в минусе.
На фоне этого, накладываются еще и выборы президента в марте этого года. Югорским властям крайне не рекомендовано совершать резкие шаги, устраивая публичные ссоры. Правительство замерло, часть проблем, решение которых требуется уже вчера, отложено на послевыборный период.
Принятый дефицитный бюджет региона на 2018 год все так же был назван «социально-ориентированным». Т.е. максимально попытаются сохранить зарплаты и некоторые надбавки в первое полугодие. Чтобы не раздражать народ перед выборами. При всем видно, что регион продолжает заваливаться в экономическую пропасть. Промышленное производство по итогам 2017 года уже снизилось на 1%. Несмотря на то, что в соседних регионах, таких как Свердловская область, Ямал – наблюдается рост. На Ямале, с которым Югра любит «посоревноваться», рост составил порядка 12%, в Свердловской области – 4%.
Бизнес из Югры уходит, закрывается. Это видно. Денег становится меньше. Все пытаются оптимизироваться и выйти из дорогого региона. При том, что власти реально не могут ни на что повлиять. Югра действительно дорогая в смысле зарплат, проживания и работы в ней.
Все, что может сделать правительство при «такой плохой игре», это выстраивать «хорошую мину». Перед новогодними праздниками на заседании правительства губернатор Югры Наталья Комарова вновь попробовала принять так называемую «дорожную карту», улучшающую инвестиционный климат в регионе.
В ней, в основе, предполагается переход на электронный документооборот между органами власти и предприятиями, а также обучение чиновников, повышение их квалификации в сфере привлечения инвестиций в регион.
Если смотреть на эти действия непредвзято, то, можно сказать, что данный документ вновь создан для отвода глаз Кремлю. Дескать, власти в регионе пробуют, что-то делают, создают видимость. А так как из Кремля Югра видна, но, в основном, через мониторинг сми, соцсетей и местных блогеров, то югорское правительство задумалось о создании своего пула «писак», которые будут формировать информационный шум о том, как же хорошо в «Югре любимой жить».
Но все это на хлеб с маслом не намажешь. Югре в 2018 году придется посильнее затянуть пояса. А после выборов президента России, так вообще возможно усиление налогового законодательства региона и принятие крайне непопулярных мер, что, возможно, отпугнет в очередной раз предпринимателей из Югры.