Правительство Зауралья спустило семь миллионов на предвыборный сайт

В декабре 2017 года Правительство Курганской области наконец-то запустило сайт «За наше Зауралье», который позже переименовали в «Инициативы Зауралья». Проект был создан на деньги из областного бюджета. На него потрачено 7 миллионов рублей, но детальный анализ позволяет сказать, что его стоимость завышена минимум в 7 раз! Зачем нужен этот сайт, куда ушли деньги налогоплательщиков и при чём здесь выборы Президента?

Госзакупка

20 июня 2017 года на сайте госзакупок появился тендер на оказание комплекса услуг по внедрению и предоставлению безопасного доступа к веб-порталу «За наше Зауралье» Правительства Курганской области. Сумма контракта – 7 млн рублей. В аукционе принимала участие всего одна фирма – ООО «Информационные системы и аутсорсинг» из Краснодара. Странная сумма на реализацию проекта – ровно 7 млн. Торгов не было. Предложение участника не отличается от начальной обоснованной цены. Договор был подписан 29 июля, а приёмка сайта – 9 октября.

На акте сдачи-приёмки стоит подпись директора ООО «Информационные системы и аутсорсинг» – Утолина Ивана Михайловича. Странность заключается в том, что подпись подделана. Утолин никогда так не расписывался. В соседних закупках стоит другая оригинальная подпись. Кто расписывался в акте за Утолина? Большая загадка.

Аналогичные проекты

Кому-то может показаться, что сайт «Инициативы Зауралья» является полностью самостоятельным проектом, но это не так. Он полностью шаблонный. Авторы изменили только цвет и иконки. Шрифт на сайте Roboto – он бесплатен. Использованные иконки мне удалось найти на одном зарубежном сайте. В них легко можно поменять цвет и скачать – тоже бесплатно. Кстати, пакет иконок называется «Elections», что переводится как «Выборы».

Мне удалось найти ещё 2 сайта-близнеца, которые полностью повторяют дизайн и функционал сайта «Инициативы Зауралья». Первый сайт – «Активный Ростовчанин». Он является частью сайта Администрации Ростова-на-Дону. Ещё в 2015 году власти города решили обновить свой сайт и дополнить его двумя проектами – «Активный Ростовчанин» и «Благоустройство города». Общая сумма обновления составила 3,9 млн рублей. Обращаю внимание, что деньги шли на обновление сразу трёх сайтов, разделения между ними не было. Можно предположить, что разработка сайта «Активный Ростовчанин» обошлась примерно в 1-1,3 млн рублей.

Другой проект-близнец – «Активный горожанин». Является частью сайта Администрации города Черкесска. C деньгами здесь всё проще.  Мэрии Черкесска этот сайта обошёлся всего в 695 000 рублей. Техническое задание этого сайта ничем не отличается от сайта «Инициативы Зауралья».

На основании предыдущих аналогичных проектов можно сделать вывод, что стоимость разработки такого сайта варьируется от 700 000 до 1 300 000 рублей. Никакими 7 млн даже и не пахнет.

Функциональность и безопасность

С деньгами разобрались. Теперь обратимся к технической стороне вопроса. Мне удалось пообщаться с одним техническим специалистом из Москвы, который на анонимных условиях согласился протестировать сайт и изучить его на безопасность.

– Сайт не адаптирован под большие нагрузки. На нём используется не последняя версия веб-сервера Apache 2.4.25. Все порты открыты и прослушиваются снаружи, можно брутфорсить (прим. ред. подбирать) пароль сервера. Сертификат безопасности SSL – бесплатный, даже без подписи организации. Попросил пару знакомых зайти, действительно сайт ложится. Легко воспроизводится, достаточно отослать 250-300 пустых запросов на главную страницу. Это как 30 человек одновременно зайдут на сайт. Восстановление при отключении запросов через 5 минут только. Чтобы «положить» сайт достаточно 30-60 секунд или 258 запросов. И это только на главную страницу, без забивания канала. В закупке говорится, что должна быть защита от DDоS-атак. Я делал запросы с одного IP, ограничивал 500 одновременно. При ddos запросы исчисляются десятками тысяч с разных IP адресов. При такой атаке сайт «упал» бы и не поднялся. Как я понял, на сайте хранится информация об авторизациях через госуслуги, скорее всего, там и паспортные данные можно получить по токенам, то есть если найти уязвимость можно слить персональные данные всех авторизованных пользователей, но это надо проверять, – заявил эксперт.

Кстати, на странице ошибки по-прежнему сохраняется ошибка. Если нажать на «Главную страницу», то сайт перенаправляет на vote.kurganobl.ru, который недоступен.

Зачем нужен этот сайт?

Этим вопросом задался и общественник Андрей Вагин, который высказался по поводу сути этого проекта:

Во-первых, в рубрикаторе инициатив ограниченное количество рубрик, которые, если честно, пользователю не нужны, поскольку есть модерация. Модератор сам может, исходя из сути инициативы, назначать её в необходимую рубрику. Во-вторых, непонятно, сколько минимум должна рассматриваться инициатива. Из инструкции складывается ощущение, что около 3-х месяцев. В-третьих, почему именно 70% положительных голосов должно быть за инициативу? Почему не 50 процентов + 1 голос? Если вдруг инициатива набрала нужное количество голосов за 70%, инициативу отправили на рассмотрение, а затем налетели противники инициативы и процент упал на 60%. Тогда отзывать рассмотрение? Данная система сильно сложная, чтобы быть понятной. Кроме того, нет индекса положительных ответов в процентах. Как пользователю их высчитывать? Очень непонятно и не прозрачно, надо искать более простой способ, а пока проект сырой, – поделился критикой Андрей Вагин.

Также он отметил, что уже давно существует проект «РОИ» – Российская общественная инициатива. Зачем изобретать очередной велосипед и тратить на это бюджетные деньги?

Ответ пресс-службы Губернатора на редакционный запрос ИА "Уральский меридиан"
Ответ пресс-службы Губернатора на редакционный запрос ИА «Уральский меридиан»

Кстати, сейчас ведением сайта занимается издательский дом «Новый мир», а это означает, что никакого сопровождения от ООО «Информационные системы и аутсорсинг» – больше нет. О передаче прав ИА «Уральский меридиан» рассказала Ольга Сапожникова, пресс-секретарь губернатора.

Куда ушли деньги?

Приближаются выборы. Президентская кампания стартовала во всех регионах России. Работа политтехнолога – дело не дешёвое. Есть официальная плата, а есть скрытая часть айсберга. Чтобы оплатить работу специалиста и его команды, надо как-то вывести деньги из бюджета. Монетка упала на счет в банке Краснодара. Дальше судьба этих денег неизвестна. Вконтакте есть группа «Народные новости Зауралья», которая разветвляется на ряд районных групп. Ведением этих групп занимается команда одного политтехнолога, который курировал все выборы в области с 2014 года, в их числе были и выбора губернатора. Группы активизируются только перед выборами, в остальное время находятся в спящем режиме. По данным Ura.ru, в избирательной кампании президента в Зауралье планируют использовать уже существующие группы в соцсетях. Они были созданы ещё в 2014 году под выборы Алексея Кокорина и сейчас обновляются все активнее.

Разумеется, имён я называть не буду. Деньги пошли на оплату работы команды политтехнолога. На компенсирование той неофициальной части зарплаты, которая значительно превышает объёмы официальных отчислений.

Ещё в ноябре прошлого года Ura.ru писало, что с помощью этого сайта в регионе планируют поднять предвыборную явку. Каким образом, издание не уточнило. У сайта «Инициативы Зауралья» есть своя группа Вконтакте. Самый первый пост был опубликован 21 декабря, у него 12 лайков и 12 репостов. Через пару часов после старта репост записи был сделан в группу «Народные новости Зауралья».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Илья Винштейн/ автор статьи

Блогер, студент-журналист, метеоролог-любитель. Живу в Кургане.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: