В этом году исполняется 200 лет с момента открытия в Кургане первой городской больницы.
Здание было куплено в 1818 году на городские деньги с разрешения Тобольского губернатора за 515 рублей. Размещалась она на улице Береговой, одноэтажное деревянное здание, где была всего одна палата на 10 коек. В этой палате лежали больные с разными заболеваниями, в том числе и с инфекционными. История Курганской больницы подробно описана в книге А.М. Васильевой «Забытый Курган», поэтому нет надобности ее повторять. Хотелось бы опубликовать небольшую заметку из газеты «Курганский вестник», помещенную одним гражданином под псевдонимом «Заезжий» в 1913 году. Заметка называлась «В городской больнице». Хотелось бы обратить внимание на то, как обращались врачи со своими пациентами, даже, как иногда оказывалось, не всегда больными.
В то время, как писала газета «Курганский вестник», – «городская больница имела три барака, на вид довольно чистые, и, благодаря цветам на окнах в двух бараках, даже несколько уютный. Только первый – предназначенный для заразных и нервных был старым и мрачновато – грязным, за ним, по-видимому, не так уж внимательно наблюдали».
Содержание больницы в 1913 году обходилось городу от 27 до 28 тысяч рублей в год.
Медицинский персонал состоял из: одного врача – заведующего больницей, с годовым жалованьем 2.100 рублей в год, одной женщины – врача с жалованьем 1440 рублей, трех фельдшеров и четырех фельдшериц с жалованьем 600 – 900 рублей в год. Палатный служитель получал 144 рубля, палатные служанки – 60 – 120 рублей. За год через больницу проходило около 1,5 тысяч человек. Цены за лечение были произвольными, вплоть до 1850 года, когда были опубликованы таблицы цен, взимаемых за содержание в гражданских больницах. За военнослужащих расплачивалась военная администрация. За неимущих плату вносил Приказ общественного призрения. В начале ХХ века плату брали только с воинских чинов, полицейских и пожарных, за которых платило военное ведомство, поэтому не удивительно, что частенько в больницу попадали больные в кавычках.
Рассказ «Заезжего».
«Несколько слов о самих больных. Выливание некоторыми больными в таз лекарств заинтересовало меня, и я, присмотревшись хорошенько к больным нашел, что здесь лежат два рода больных: одни – это настоящие больные, другие – если можно так выразиться – больные в кавычках. Вследствие такого деления больных и больница, кроме отправления своих прямых обязанностей по отношению к больным, служит также им богадельней и…постоялым двором».
Богадельней делают больницу здоровые старики. Ложатся они сюда с какой-нибудь пустячной болезнью, и по выздоровлении продолжают пользоваться теплым и сытным приютом. Таким «больным» доктор замечает: «Здесь ведь не богадельня, старина, иди в Управу и просись в богадельню». Но, старина, согласившись во всем с врачом, по уходе его из палаты, снова завертывается в одеяло и засыпает сладким, послеобеденным сном. Так проходят недели и даже месяцы, пока к «больному» не применяют репрессивные меры – прекращают ему выдачу пищи.
Скажу теперь, каким родом больница превращается в постоялый двор. В тайну сию посвятил меня один из заезжих таких «больных» – еврей. Он откровенно признался мне (выливая лекарство в таз), что лечь в больницу заставила его крайняя нужда: «Приехал я сюда на суд -, сказал он, до суда остается еще дней десять. Где остановиться? В кармане – ни гроша, в городе – ни друзей, ни знакомых… Вот тут – то я и вспомнил свою застарелую хроническую болезнь (он назвал болезнь). И, вот, как видите, я в квартире, на полном пансионе, подмигнул он мне. За день до суда «больной» этот объявил врачу себя здоровым и был выписан.
А, вот и другие в этом же роде «больные». Пропившись и лишившись работы, или места, не имея куска хлеба, они также стараются попасть в больницу, придумывая разные сухие кашли, глухоту, немоту и прочее. Отсюда они приискивают себе места, и, если находят, сейчас же делаются здоровыми и выписываются.
Но, не всегда, сказать правду, такое мистифицирование врача этим «больным» сходит с рук. Как бы из благотворительности он принимает такого «больного», но через несколько дней доктор прямо говорит ему: «Ну, что, братец, отдохнул, ну, теперь можешь и на волю», и велит его выписывать.
Большинство солдат можно также причислить к лику «больных». Один солдат прямо сказал мне, что у него нет никакой болезни и ложится он только потому, что ему хочется отдохнуть от занятий. Больнице – то ведь большая пожива от нас, – добавил он».
Таким образом, Курганская городская больница в начале ХХ века являлась не только местом, где больных излечивали от разных недугов, но и местом отдыха, проживания и временного пристанища для некоторых горожан.