Классическая музыка. Любовь по расчету

Постоянно слышу в интервью исполнителей академической музыки о том, что классика доступна каждому. Что они имеют ввиду? Чаще всего, музыканты говорят о восприятии. О том, что сочинения Рахманинова, Шопена и Чайковского – не удел интеллигенции. Такую музыку может понять и полюбить каждый человек, вне зависимости от того, с детства он штурмует залы филармоний или такая потребность появилась в зрелом возрасте. Приходишь на концерт за компанию, добровольно-принудительно, и внезапно осознаешь, что эти «серьезные» мелодии вызывают невероятные эмоции и желание послушать что-нибудь еще, в том же духе. Итак, желание есть, а есть ли возможность?

Начинающие слушатели, как правило, падки на известные имена. Они уверены, что сестра таланта – не только краткость, но и популярность. Такая иллюзия вызывает стремление посещать концерты «лучших из лучших» и это – понятно. Но вот незадача… Далеко не всем соотечественникам такие «вечера» по карману. На концерт всемирно известных исполнителей стоимость билета может равняться месячной заработной плате среднестатистического жителя России. Может равняться, а может и превышать в несколько раз, это уж как повезет. Некоторые артисты и сами высказывают недовольство относительно цен на билеты, но в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. Что же делать?

Слушайте концерты в консерватории. Музыкальный ВУЗ без концертных выступлений – это абсурд. Студентам просто необходимо периодически появляться перед аудиторией, обкатывать программу, тренировать свою психологическую устойчивость или бороться со страхом сцены. На любом факультете есть практика и у музыкантов – тоже. Тратить время на пустопорожние рассуждения о финансовой недоступности культурных ценностей?! Эта фраза даже читается с трудом, не говоря о том, что рассуждениями ничего не добьешься. Я предлагаю ходить на концерты студентов и молодых исполнителей. В свое время была ошарашена заявлением молодого человека: «В консерватории совершенно другой уровень, я хочу слушать первоклассных исполнителей…». Хотеть не вредно, и это не просто ироничный комментарий. Я не вижу никаких противоречий. Любой первоклассный музыкант когда-то учился в консерватории и на его концерты можно было попасть за очень умеренную плату. Если человек тонко чувствует музыку, вы это поймете без заоблачного ценника и многочисленных статей в сети Интернет.

Следите за музыкальными конкурсами. На выступления первого и второго тура, как правило, может прийти любой желающий. Прийти и послушать игру всех участников, в том числе тех, которые станут лауреатами. Например, в Екатеринбурге проводится международный конкурс пианистов имени Веры Лотар-Шевченко, престиж которого с каждым годом растет. Все больше исполнителей хотят принять в нем участие и это шанс для любителей музыки. Шанс услышать молодых, но уже заявивших о себе исполнителей, студентов не только Уральской, но Московской, Санкт-Петербургской и других ведущих консерваторий страны.

Не забывайте о музыке во время путешествий. Идея о том, что ценник концертов классической музыки за границей РФ ниже кажется бредовой. Но это только на первый взгляд. Задуматься о возможности посещения выступлений артистов в других странах пришлось не от хорошей жизни. Настал тот день, когда мне захотелось услышать одного из лучших пианистов современности Григория Соколова. Сделать это довольно непросто, ибо музыкант дает в России только один концерт в год и только на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии. А теперь представьте: порядка 1300 мест и «полным полна коробочка» претендентов. Ажиотаж огромный, цены каждый год растут, как на дрожжах. Растет и недовольство слушателей политикой государственного учреждения культуры. Каждый год я наблюдаю «свистопляс», который сопровождает начало продаж на концерт Соколова и думаю: «Надо что-то менять!». Старейшая из филармоний России сегодня предлагает нам билеты от 7 до 15 тысяч рублей. Есть и «более демократичные» варианты по 3-5 тысяч, которые заканчиваются в течение первых двадцати минут. Кроме финансовых затрат поклонники Григория Липмановича постоянно несут и моральные убытки. Кому-то приходится дежурить у касс филармонии аж несколько дней. И мало того, что дата начала продаж держится в секрете, так еще и возможность купить билет на сайте филармонии появляется далеко не сразу. Пока жители культурной столицы скупают билеты по более-менее адекватным ценам, вся остальная Россия только локти кусает … А в это время на другом сайте, без нервов и «драк», можно спокойно приобрести билет на концерт Соколова за 43, 68 или 84 евро. Смотришь на разбег в стоимости и возникает много вопросов… Может, действительно, хватит обивать пороги Санкт-Петербургской филармонии, а поехать в Хельсинки? Вояж в другую страну только ради концерта позволит себе лишь меломан. Но если вы просто едете в отпуск, то, безусловно, можете разнообразить свой досуг концертом классической музыки. Как оказалось, и в Европе можно встретить доступные цены.

Что же получается? Если вы увлечены классической музыкой и хотите посещать концерты часто, то просто обязаны стать расчетливым? Именно так. Любовь по расчету – тоже любовь.

Екатерина Поморцева/ автор статьи

Интернет-журналист. Влюблена в академическую музыку и современную хореографию. Легка на подъем, открыта новому.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: