Когда цыгане поселились на наших зауральских землях трудно сказать, вероятно, очень давно. Этнографическими исследованиями, проведенными еще в семидесятых – восьмидесятых годах XIX века было установлено, что контингент этой народности состоял большей частью из ссыльных поселенцев, удаленных из центральных районов России, и их потомков.
По статистическим данным за 1884 год, приведенным в газете «Тобольские губернские ведомости», по округам и городам цыган насчитывалось: «В Тобольском – 30 мужчин, 29 – женщин, Тюменском – 30, 28, Курганском – 195, 203». Хотя, эти данные могут быть спорными.
Таким образом, очевидно, что наибольшее их количество находилось в Курганском округе. Цыган привлекал умеренный климат нашего края, зажиточность обывателей и многолюдные ярмарки. В конце XIX века «Тобольские губернские ведомости» сообщали «…Телосложения все почти крепкого, стройны и красивы, рост их несколько более среднего. Чисто восточный тип ясно обнаруживается в их блестящих карих глазах, черных, кучерявых волосах и удивительной белизны, и красоты зубах. Выражение лица у мужчин носит на себе характер дерзости и отваги с оттенками некоторого ума и находчивости. Глаза же женщин, особенно молодых, горят огнем кипучей страсти и томительной негой. Перед увлекающим обаянием цыганской красавицы трудно устоять иногда и солидному человеку. Будучи в праздничное или ярмарочное время приглашены куда-нибудь для пения и пляски, женщины и девушки стараются одеться с особенной изысканностью. Для этого надевают на себя как можно более юбок, чтобы нижняя половина корпуса казалась пышнее, сверх юбок накидывают яркого цвета и с широкими рукавами платье. На плечи небрежно, но с некоторым вкусом набрасывается цветная шаль. В ушах у цыганок всегда большие серьги, на пальцах множество перстней и колец».
Далее газета писала: «Почти все цыгане принадлежат к православному вероисповеданию, часть из них исповедует католицизм. Но церкви посещают редко, молитв никаких не знают, обрядов религиозных не исполняют, кроме крещения и брака. К обряду крещения относятся просто, в тот же день родителями новорожденного младенца приглашаются восприемники, крестный отец и мать, для того, чтобы родителям было с кем погулять и попировать, а воспринимаемым иметь впоследствии некоторую от них помощь или покровительство. По словам крестьян, некоторые цыганки имеют обыкновение новорожденных детей своих, после родов катать голыми зимой в снегу, а летом – в покрытой росою траве, приговаривая: «Учись терпеть стужу и нужу!» Этим приемом, как бы приучают детей своих при самом появлении на свет к грубой материальной жизни».
«О своем происхождении между цыганами Курганского округа существует предание, – пишет газета, что предки праматери их – жены египетского фараона, вышли из Индии в Африку, где язык их, вследствие смешений с окружающими их разноплеменными народностями, потерял свою первоначальную чистоту, и, приняв в себя чуждые слова и выражения, раздробился на несколько наречий. Кроме того, между ними существует еще особый жаргон, которого русские, даже говорящие по-цыгански, не понимают. Это так называемый «воровской язык», употребляемый в случаях, требующих особенной тайны и осторожности».
Исследуя семейную жизнь цыган, газета сообщала о том, что: «Семейная жизнь зауральских цыган в общих чертах имеет характер патриархальности. В среде соединившихся на кочевье нескольких односемейных кибиток избирается один, более других бывалый и во всем опытный старшина, называемый «вожаком». Этому «вожаку» беспрекословно подчиняются все остальные семейства табора. На обязанности его лежит все хозяйство, у него же хранятся и денежные капиталы общины, которыми, он, однако, распоряжается не иначе, как с ее согласия. За исключением вожака, все семьи подчиняются старшему в своем роде, т.е. деду, или отцу, который таким образом, и вступает во все права бесконтрольного владыки и деспота своей семьи. Женщина здесь – бесправная и беспрекословная раба. Дети, а в особенности же, приходящие в возраст, не только не оказывают ей равного с отцом уважения, но даже стыдятся подчиниться ей в чем-либо. Голос ее, как голос матери в глазах их не имеет никакого значения. Обращение мужей с женами и отцов с детьми грубое и иногда даже жестокое. Но, к удивлению, не смотря на столь грубые пороки и безнравственность, преступлений между цыганами, кроме конокрадства, жалоб от них друг на друга к начальству не поступает. В подобных случаях управляются своим домашним судом, избегая огласки между русскими».
Далее в газете сообщалось о том, чем же занимались цыгане.
«Врачевание цыганами разного рода людских болезней проводится ворожбою, наговорами на воду, уголь, со вспрыскиванием больного, в болезнях, так называемых «урочливых» – плеванием в глаза больного. Наружные болезни, нарывы и язвы прижигают раскаленным железом, или прутом, а иногда просто выкусывают зубами. В большом употреблении бывает сулема, мышьяк, киноварь, разные травы и коренья с крепкими настоями их на воде или вине. Ни одно из таких лекарств не дается больному без предварительного нашептывания над ним таинственных заклинаний и наговоров. Но, заклинания эти произносятся знахарем столь тихо, что слышать их невозможно. Знахарь же, со своей стороны, содержит их в глубочайшей тайне, которую он может передать другому не раньше, как только перед самой своей смертью, в противном случае, лекарство его должно лишиться своей силы. В собственных своих болезнях цыгане прибегают к самым разным простым средствам: зубную боль окуривают дурманом, трут зубы конскими удилами и иногда кладут за щеки листовой табак. От лихорадки пьют настой из вина с нашатырем, от головной боли нюхают траву «ветрянку. Цыганки занимаются ремеслом, приносящим большой доход – присушками и гаданием».
Кроме того, у мужчин были и другие занятия. Вот, что писала в 1913 году газета «Курганский вестник»: «Лошадиный спорт – любимое развлечение наших обывателей. Организаторами спорта, обыкновенно, являются цыгане, которые живмя живут в нашей волости и на сей почве приобретают немалые капиталы, так как бега производятся на пари, и, добытые путем «пота и крови» крестьянские деньги постепенно переходят в бездонные цыганские карманы. Заканчиваются бега обычным пьянством, что и дает возможность нашим домохозяевам, бесконтрольно от домашних, спускать несколько десятков рублей».
«Так и живет это племя из века в век, кочуя по всему свету, редкие из них ведут оседлый образ жизни. Страстная привязанность их к скитальческой жизни и возможность при этом существования, удерживают их от домоседства».
Такая вот история…
Изображение с сайта u-tv.ru