В разные годы настоятелями Курганских храмов были честные, грамотные, высокообразованные и эрудированные священнослужители: Д.А.Матвеев, И.Ф.Волков, И.А.Редькин, В.П.Регов, Г.С.Тутолмин и другие. 115 лет назад в Курган из Тобольска прибыл священник Николай Павлович Богословский, который в последствии стал настоятелем церкви Александро-Невского. В 1885 году Николай Богословский окончил Тобольскую духовную семинарию. До приезда в Курган, служил в Тобольской и Сибирской епархии Тобольской губернии, в городе Тобольске в Софийско-Успенском кафедральном Соборе. За добросовестную службу был награжден многими церковными наградами.
Вследствие козней недоброжелателей, зимой 1903 года священник отец Николай Богословский был удален из города Тобольска в Курган, руководить строительством здания для Курганского духовного училища (в чем он проявил большое усердие), а также заведовать, недавно построенной Александро-Невской церковью, на правах приходского священника.
Самостоятельного причта в Александровской церкви долгое время не было, и староста приглашал священнослужителей из Богородице – Рожественского Собора на воскресные и праздничные службы. С 25 декабря 1903 года службу в храме стал отправлять священник Тобольского кафедрального Собора Николай Богословский, который был командирован в Курган Тобольской Епархией. В 1906 году священник Николай Богословский был окончательно перемещен из Тобольска в Курган и стал первым настоятелем храма.
Из летописи Александро – Невской церкви:
«18 декабря месяца 1903 года Преосвященным Епископом Антонием в Курган был командирован священник Тобольского кафедрального Собора Николай Богословский, в качестве устроителя Курганского мужского духовного училища. Ему же поручено заведование Александро – Невского церковью. С 25 декабря 1903 года отец Николай Богословский начинает отправлять службы в церкви с помощью чтеца и послуха Михаила Мезенцева. В декабре 1905 года при церкви открыт самостоятельный приход».
К приходу были приписаны пять деревень, железнодорожный поселок, ближайшие к храму жители города Кургана, пожелавшие войти в состав нового прихода. Количество дворов в приходе за период с 1910 по 1916 годы колебалось от 500 до 700. От числа прихожан зависело число пожертвований, что было очень важно, ведь священнослужители не получали казенного жалования, а пользовались добровольными пожертвованиями. Всю свою энергию О. Николай тратил на создание нового прихода, за что был представлен к Ордену Святой Анны III степени.
В январе 1906 года священник Николай Богословский был определен первым настоятелем Александровской церкви.
Указом Священного Синода от 3 ноября 1906 года в Александро – Невской церкви был открыт второй штат священника и псаломщика, с тем условием, чтобы их содержание было отнесено на местные средства.
Из летописи церкви: «На вакансию настоятеля при сей церкви с января 1906 года, назначен священник Николай Богословский. На вакансию штатного священника – священник Яков Серебренников, на вакансию псаломщика – Даниил Янко».
На момент заведования церковью отцом Николаем Богословским, произошло несколько неприятных событий:
Из летописи церкви:
«В ночь с 9 на 10 июня 1906 года Александро-Невского церковь была ограблена злоумышленниками, проникшими в здание через взлом решетки над боковыми дверями и похищено было всего 700 рублей и кружечный сбор. Церковных предметов похищено не было. Злоумышленники не открыты.
11 июня 1908 года, накануне Великой Среды, с южной стороны в алтарь проникли воры, взломали в алтаре шкаф и похитили 60 рублей причтовых денег, не взяв ничего из имущества церкви. Злоумышленники не обнаружены».
Во время службы в Кургане, в разное время, отец Николай исполнял должности: законоучителя в железнодорожном училище, женской гимназии, мужской гимназии, заведовал двухклассной церковно-приходской школой, исполнял обязанности военного священника 34 Сибирского полка, товарища председателя уездного Совета духовенства и мирян.
Кроме того, что отец Николай был очень талантливым, высокообразованным священником и общественным деятелем, он обладал и прекрасными человеческими качествами: добротой, порядочностью, честностью.
Из «Воспоминаний о Кургане» Александра Сергеевича Балакшина:
«Закон Божий нам преподавал отец Николай Богословский, настоятель Александровской церкви. Он был высокий брюнет, красивый, с хорошим голосом, требовательный и строгий. Довольно часто гимназисты задавали ему щекотливые по тем временам вопросы. Например, если люди все равны перед Богом, то почему, когда приносят отпевать бедного человека в церковь, то гроб стоит на паперти, около дверей, а когда привозят богатого, то священник его встречает на улице, или сопровождает из дома, раздается перезвон колоколов на колокольне и т.п. Интересно, что отец Николай никогда не сердился и не выходил из себя, а старался, так или иначе разъяснить, или дать нужный ответ на вопрос».
Так как отец Николай преподавал Закон Божий и в мужской и женской гимназиях, и в течение одного дня мог побывать и в том и в другом учебных заведениях, то старшеклассники придумали, как этим можно воспользоваться:
«Старшеклассники мужской гимназии, написав любовные записки для гимназисток, засовывали их в галоши отца Николая, который шел на уроки в женскую гимназию. К концу дня он возвращался в мужскую гимназию, и гимназисты в его калошах получали ответы от гимназисток. Так отец Николай выполнял функции почтальона, даже не зная этого».
23 июня 1912 года священник Николай Богословский был возведен в сан протоиерея.
16 марта Преосвященным Епископом Тобольским Антонием, настоятель Александро-Невской церкви Н.П. Богословский был определен благочинным градо – Курганского благочиния, но в ноябре 1914 года протоиерей Николай Богословский, согласно прошению, был освобожден от этой должности.
В августе 1917 года отец Николай Богословский был избран гласным Курганской городской Думы.
Николай Павлович Богословский скончался в Кургане от холеры 19 августа 1918 года, возможно, что это спасло его от каких-то страшных событий, которые могли произойти, вследствие его деятельности. О. Николай резко отрицательно высказывался против установления новой советской власти в Кургане.
В октябре 1918 года «Тобольские епархиальные ведомости», в связи со смертью протоиерея Николая Богословского, писали: «Смелый защитник церковных интересов, искусный руководитель в деле нравственного воспитания народа, широко образованный, светский, и исполненный богатой богословской подготовки, тонкий и глубокий знаток души человеческой, искренний патриот, болевший душой о судьбах России».