Одним из крупных предприятий старого Кургана была городская скотобойня. В нашем крае всегда было обилие скота, скотопромышленность приносила большую прибыль. В разных населенных пунктах Курганского округа строились платные скотобойни, была такая и в Кургане, построенная за полотном железной дороги. В осенне-зимний период количество забиваемого скота резко увеличивалось, однако здание было старое, охраны никакой не было, нередко на скотобойне происходили кражи мясопродуктов, да и не было никакого особого ветеринарного контроля за привозимыми для убоя животными, что приводило к большим проблемам.
Вот, что писали по этому поводу в 1895 году «Тобольские губернские ведомости»: «В виду предупреждения каких бы то ни было беспорядков на Курганской городской скотобойне, Господином начальником губернии предложено Курганскому городскому голове внести в думу на обсуждение вопрос о найме для оказания содействия ветеринарному персоналу при исполнении последним служебных обязанностей, двух стражников, с уплатою каждому из них, по примеру Тюмени и Тобольска, по 180 рублей в год жалованья и по 25 рублей на обмундирование». С разрешением этого вопроса городскому Управлению предложено было поторопиться, в виду наступающей осени, когда забой скота в городе и на городских заимках должен был усилиться и, когда тщательный ветеринарно – санитарный контроль являлся крайне необходимым. Рассмотрев этот вопрос в очередном заседании, состоявшемся 24 марта 1895 года, Курганская дума, не находя возможности за отсутствием денежных средств в городской кассе нанять в нынешнем году особых стражников, постановила просить Курганского окружного исправника – в пятницу каждой недели командировать на городскую скотобойню двух стражников из числа 17 человек, состоящих в штате полиции. Денег на строительство новой скотобойни у города тоже не было.
Но, видимо, вопрос со скотобойней в городе стоял очень остро, так как 15 сентября 1895 года состоялось экстренное заседание Курганской городской думы для обсуждения предложений об устройстве новой городской скотобойни с установлением рационального ветеринарного надзора за убойным делом. Собрание, в котором принял участие заведующий ветеринарной частью Тобольской губернии П.И. Золотарев, было открыто под председательством заступающего место городского головы Михаила Ефремовича Серова, доклад которого и был приложен к обсуждению городской думы.
По представленным Серовым цифровым данным оказалось, что в 1894 году на городской бойне и городской заимке было убито 6497 голов крупного рогатого скота, 15076 баранов и 147 свиней.
Указывая в своем докладе на то, что вопросы об устройстве в Кургане новой городской скотобойни, охране и установлении надлежащего ветеринарного надзора до сих пор остаются неразрешенными в окончательной форме, Серов предложил: «Если бы за убой скота и за ветеринарный осмотр животных, была установлена такая же плата, как в Тюмени и Тобольске, то городское Управление получило бы от забойки скота дохода 7024 рубля, т.е. намного больше нынешних сумм, и, таким образом, пополнило городской бюджет».
«До настоящего времени, – сообщал далее глава города, ходатайство Курганского городского Управления о введении в городе обязательного убоя скота на городской скотобойне и о повышении платы за убой и осмотр привозимых мясов не имели успеха, в виду того, что город, возбуждая это ходатайство, в то же время не принимал на себя никаких других обязательств по установлению ветеринарного надзора, кроме приглашения на городскую службу правительственного ветеринарного врача и состоящего при нем фельдшера. Даже вопрос о новой скотобойне до сих пор не получил окончательного решения». Особый ветеринарный контроль требовался и частным скотобойням, которые завозили мясо в город.
По мнению Серова, ветеринарный надзор в городе должен был быть установлен в следующем виде:
- Вопрос об устройстве новой скотобойни должен быть разрешен в положительном смысле, при чем к постройке ее город должен приступить немедленно, в крайнем случае, не позднее весны будущего года.
- Для заведования бойней и городской заимкой частных лиц должны быть приглашены: особый ветеринарный врач с содержанием в 1200 рублей в год и с готовой квартирой при бойне, в помощь врачу должен быть назначен фельдшер и стражник, которые будут находиться при бойне всегда. Содержание фельдшера должно быть 360 рублей в год, стражника – 200 рублей, при готовых квартирах при бойне, тому и другому.
- Для заведования местным рынком и вообще ветеринарно-санитарной частью в городе должен быть приглашен ветеринарный врач и фельдшер на тех же основаниях. Для содействия этим лицам должен быть назначен особый полицейский служитель, а на контрольную станцию – сторож.
- Плата за пользование бойней и услугами ветеринаров должна быть увеличена до уровня Тюмени.
Таким образом, проектируемая организация этого дела обходилась городскому бюджету всего в 3 – 3,5 тысячи рублей, что при доходности в 8 – 10 тысяч, в материальном отношении, представлялась для города очень выгодным делом, не говоря уже о тех выгодах, которые получало население от употребления в пищу здорового мяса. Рассмотрев все эти вопросы, дума постановила: согласиться с представленными предложениями. Однако, в следующем заседании, в октябре этого же года, собрание Курганской городской думы вынесло решение: «В виду невозможности сейчас же приступить к постройке новой скотобойни, за отсутствием достаточных средств и строительных материалов, дело это отложить до весны будущего года». Дума постановила также: поручить господину – архитектору Николаю Александровичу Юшкову выехать в города Скопино и Владимир и осмотреть там здания новых скотобоен, выстроенных по системе архитектора Шреттера, которые отличались дешевой стоимостью.
Вскоре новая городская скотобойня, так необходимая городу, была построена. В начале ХХ века в Кургане открываются крупные мясоперерабатывающие предприятия: «Экспортная свинобойня Брюль и Тегерсен», «Унион», консервный завод Сорокина, которые также имели свои скотобойни.