12 простых правил удобного города | Уральский меридиан

12 простых правил удобного города

Городское планирование – настолько сложная и разносторонняя вещь, что нельзя найти в мире ни одной урбанизированной территории, для которой действовали бы идентичные законы, актуальные для собратьев. Решения, подходящие для одних городов, совершенно неприменимы для других. Даже в пределах одного региона векторы принятия решений могут сильно различаться: например, методы развития туризма в Екатеринбурге совершенно непохожи на аналогичные в Тюмени, Челябинске или Салехарде, хотя имеют одни и те же предпосылки. Однако не все так тяжело: есть элементарные правила, многократно доказавшие свою справедливость, которые таки вписываются в логику практически любой городской среды. Их должен знать каждый. Выделим основные.

1.

Можно обобщить и отнести сюда любые общественные пространства, парки, скверы, пешеходные зоны и так далее. Общение и уличная деятельность – главный шаг к раскрытию потенциала города, на что нужно обращать внимание в первую очередь.

2.

Писать про важность общественного транспорта не будем. Троллейбус – во многом спорный и имеющий исключения в зависимости от региона вид пассажирских перевозок. В целом же новый троллейбус бесшумен, намного комфортней автобуса, обладает гораздо большим межсервисным интервалом, дешевле в эксплуатации, да и к тому же более экологичен. Разумеется, все вышеперечисленное справедливо при своевременном обновлении троллейбусного парка, контактной сети, развитии соответствующей транспортной политики и создании выделенных полос для достижения максимального эффекта. В развитой системе общественного транспорта должны эффективно функционировать различные виды подвижного состава, дополняя друг друга. Курган недавно такого удовольствия лишился.

3.

Именно уличные кафе являются одной из привлекательных черт европейских городов: они способны оживлять улицы, приближая их к жителям, делать их более гуманными, а также создавать потенциал для прочей уличной активности. К тому же, уличное кафе требует наличия широкого тротуара, а это уже политика по сужению проезжих частей, что правильно. Для уральского региона уличные кафе, разумеется, актуальны лишь в теплое время года, что не исключает их важности.

4.

Последнее время в мире набирает популярность практика превращения самых загруженных улиц в пешеходные, попутно решающая две проблемы: транспортную – в пределах улицы и проблему отсутствия уличной деятельности. В идеале пешеходная улица должна представлять собой общественное пространство с местами для отдыха, элементами уличной активности и разнообразием точек коммерции. Разумеется, с транспортной точки зрения, такое решение эффективно только в рамках комплексной транспортной политики, а отнюдь не как единичная мера.

5.

Ну тут всё понятно. Разве что, сюда можно отнести еще и отсутствие «визуального мусора» на фасадах домов, и исторических зданий – рекламы, билбордов, вычурных вывесок. Все это приводит к угнетению облика улицы, снижая ее привлекательность для прогулок, а потому требует жесткого законодательного регулирования.

6.

 

Городская среда должна обеспечивать жителю возможность выбора вида транспорта, а потому, считать велосипед исключительно досугом или спортом нельзя. Развитие велоинфраструктуры является не менее важным, нежели строительство дорог – разумеется, в рамках выверенной транспортной политики. Экологичный, бесшумный и полезный – велосипед, точно также способен оживить серые улицы, как и уличные кафе, а также оттянуть некоторое количество пассажиров общественного транспорта и водителей на себя, что благоприятно сказывается на дорожной обстановке. Нужно развивать.

7.

Лавочки – это не только удобно, но и полезно для городских пространств. Наличие качественных мест для сидения способно притягивать жителей, создавая потенциал для роста общественных пространств. Это делает прогулки привлекательней, а город – удобней для жизни. Ну и не будем забывать о пожилых людях.

8. 

Низкопольный автобус актуален для пожилых людей, а также инвалидов, так как заметно облегчает посадку. Кроме того, скорость входа/выхода пассажиров заметно увеличивается, что способствует строгому следованию графику и повышению мобильности на дороге. Главное – не использовать для валидации проездных билетов турникеты и обустраивать остановочные комплексы. Единственный экземпляр закуплен и для Кургана, хотя во многих других городах УрФО низкопольный автобус – обыденная норма.

9.

Люди должны иметь возможность отдыхать не только за городом, но на городских водоемах. А потому, пляжи необходимо обустраивать не хуже уличных общественных пространств в черте города.

10.

Данный пункт, скорее всего, не понравится властям Челябинска. Ведь удобные переходы лучше использовать совместно со светофорами и отказываться от строительства широких шоссе в центре города. Имеются ввиду именно наземные пешеходные переходы – они гораздо удобнее надземных/подземных и, в некоторых случаях, даже безопаснее: водитель никак не ожидает увидеть перебегающего через дорогу человека у подземного перехода и теряет бдительность, что опасно при плотном пешеходопотоке. Обустройство наземных переходов подчеркивает важность пешехода и ориентированность города, в первую очередь, на жителя, а не на автомобиль. Они не разъединяют разные стороны улицы, создавая комфорт и взаимодействие. Кроме того, инвалиды, пенсионеры и мамы с колясками вряд ли скажут вам спасибо, если им придется спускаться/подниматься для перехода улицы только лишь ради того, чтобы не тревожить автомобильный поток.

11.

Частично возвращает нас к пункту 3. Широкие улицы – это ориентированность на пешехода, свобода передвижения, удобство прогулки, оживленность городских пространств. Можно обустроить уличные кафе или прочие виды деятельности, а также свободно применять зеленые насаждения. Во многих городах до безобразия узкие тротуары сосуществуют со столбами наружного освещения посередине – крайне удобно…

12. 

Это утверждение может вызвать споры среди приверженцев различных урбанистических течений, но стоит признать, что плотная малоэтажная жилая застройка (а такое возможно) гораздо эффективнее многоэтажной, либо низкоплотной. Она наиболее подходит для использования общественного транспорта, увеличивает связность, сокращает расстояния. Именно такая застройка способствует формированию соседских сообществ, объединяя их, а также позволяет разумно использовать городские территории, что лучшим образом сказывается на экологии. Но здесь есть много нюансов.

К этим 12 пунктам в каждом городе смело можно добавлять еще такое же количество, но уже неповторимых и уникальных правил. И все равно это будет каплей в море.

За иллюстрации спасибо «Лаборатории «Удобный город» (г. Тверь)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: