«Собибор». Хабенский и несколько мгновений концлагеря

К очередной, 73-й годовщине Великой Победы в прокат вышел фильм режиссера Константина Хабенского «Собибор». В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль и другие. В октябре 1943 года заключённые лагеря Собибор во главе с лейтенантом Красной Армии Александром Печерским поднимают восстание — единственное успешное восстание в нацистском лагере смерти. Режиссер позиционирует картину, как историю сопротивления человеческого духа бездушной машине уничтожения.

Своими впечатлениями от просмотра фильма поделился доцент факультета журналистики УрФУ им.Б.Н.Ельцина Валерий Амиров:

«Девочка лет шести за моей спиной несколько раз за время сеанса фильма «Собибор» спрашивала маму, почему немцы все время убивают людей. У мамы плохо получалось ей это объяснить. Собственно говоря, это плохо получается до сих пор у всего человечества…

При всем понимании того, что прививку от фашизма нужно делать еще в раннем детстве, я бы наших маленьких сограждан на такое кино не пускал. Поставил бы возрастное ограничение 10+ или даже 12+. Потому что «Собибор» – кино талантливое и как всякое талантливое кино имеет возможность бить эмоцией в самое сердце. Зал не хотел вставать, даже когда пошли титры. Это показатель для нашего суматошного времени.

В киноистории советского лейтенанта Александра Ароновича Печерского новое – это только сама история. А Холокост – не ново. Обо всем этом мы уже знаем, всем этим нас уже давно не удивить. Нас можно потрясти, а удивить нельзя. Мы в курсе, что это было и было именно так – методично, безжалостно и тотально.

Когда-то мне довелось быть в вашингтонском музее Холокоста и, в общем-то, там тоже не было для меня, выпускника хорошей советской школы, ничего нового. Пока дело не дошло до зала, где с одной стороны были сложены рядок за рядком детские босоножки и пинетки, а с другой оказалась витрина с остриженными женскими волосами. Холокост являлся именно конвейером уничтожения, четко спланированной технологией, в которой волосы шли на набивку подушек, а пинетки и босоножки раздавались малообеспеченным немецким семьям. Которые нормально брали их для своих детей.

Так вот, «Собибор» показывает машину смерти выпукло. Кошмарно. И впечатлительным лучше на этот фильм не ходить… А те, кто пойдут, зарядятся памятью трагедии. Вернее, перезарядятся, потому что память эта в каждом из нас, нормальных, была всегда.

Каюсь, я про Печерского ничего и никогда не читал. После того, как фильм показали президенту, последовала посмертная государственная награда – Орден Мужества. Хотя, можно было бы, полагаю, дать и Героя. Потому что для обреченных на смерть узников лагеря восстание было восстанием отчаяния, а для командира (техника-интенданта) Красной Армии Печерского – настоящий героизм.

Но дело не в орденах и не в том, что сейчас именем офицера названы улицы в Москве и еще нескольких городах, а после побега из лагеря и боях в составе партизанского отряда он повоевал еще и в штрафбате и так никому и не был известен до самой смерти. Дело в том, что «Собибор» творчески и мощно показал незнаменитую, но жестокую и принципиальную борьбу с фашизмом маленьких и незнаменитых людей, которые не сдались, даже находясь в половине шага от смерти.

Актрисы не по-лагерному красивы, фашисты натуральны и есть, конечно, моменты, за которые особо привередливые к историческим деталям граждане будут «Собибор» критиковать. Логично. Нет такого кино, которое нельзя было бы критиковать. Жизнь критиковать гораздо сложнее. Это было. Это было примерно так. Только, скорее всего, гораздо ужаснее.

Выйти из зала и забыть. Оно ведь не может повториться?»

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: