Я уже писала о первом дне фестиваля эстонского кино в Ноябрьске. В первой части обзора кинофестиваля, я позволила себе вольную трактовку. Вполне возможно стоило обратить внимание на то, что большинству жителей Ноябрьска подобное кино чуждо. Поэтому фестиваль во многим привлек внимание подростков и тех, кому свойственно открывать что-то новое. Это если списать со счета подневольных бюджетников. Продолжим обзор.
«Дни эстонского кино» были бы бесполезны, если бы в программе не было фильмов, раскрывающих эстонский менталитет. Картины, которые рассказали бы об устремлениях современной Эстонии и мнении её жителей о России вне политики. В этом плане преуспели фильмы второго и третьего дня.
О роли Эстонии в европейской семье и самоиндефикации потомков эстов должна была рассказать кинокартина «Эстонка в Париже» (Une Estonienne à Paris). Само название, как бы клонит к этому.
К сожалению, начала фильма с пейзажами в духе начала 90-х уничтожает эту надежду. Создается впечатление, что режиссёр Ильмар Паар решил обойтись шаблонами, которые применялись западными странами во время агитации за вступление в Европейский союз.
Кромешная тьма зимних улиц, квартира, в которой ремонт последний раз делали при жизни Леонида Ильича Брежнего и вечная зима. Такой мы видим Эстонию.
Зато европейская Франция предстаёт во всей красе. Центр Парижа, старинные улочки, дорогие бутики и элегантные французы. На этом фоне главная героиня Анне выглядит деревенщиной. Сценарист подчёркивает это небрежной причёской и несуразной одеждой эстонки. Создается впечатление, что под видом Анне нам представляют Эстонию времён позднего СССР. Этакую дикарку, а в лице ухоженной и стильной эмигранки показывают какой она может стать в европейской семье народов.
Зарубежная эстонка Фрида уехала из Эстонии в период её независимости. Женщина не относит себя к патриотам родины, она всю жизнь стремилась в Европу. Еще проживая в Таллине, она презирала соотечественников. Фрида образ той Эстонии, которую хотят видеть еврооптимисты.
В процессе развития конфликта между двумя эстонками в интернациональном Париже Анне открывает новый тип эстонцев. Тех, кто по европейски продвинуты, но родину любят. Из деревенской клуши Анне превращается в настоящую парижанку. Укладка, изящное пальто и каблуки. Вместе с тем это все та же Анне, просто обновлённая. Та, что не будет терпеть несправедливость, та, которую примут в европейскую семью на равных.
В последний день кинофестиваля на экране кинотеатра развернулась настоящая историческая драма «Жизнь в картинках» (Elavad pildid) режиссёра Харди Волмера. Этот фильм дает четкий ответ о мнении современных эстонцев о своей стране и судьбе.
Хэльми Раннаама эстонская немка, урождённая Вильгельмина дочь немецкого барона и его служанки. Девушка родилась в старинном доме в центре Таллина в 1908 году и всю жизнь прожила там. По соседству с Хэльми всю жизнь живет эстонец Юлиус, отец которого работал у барона киномехаником. Юлиус продолжил дело отца.
Весь фильм это воспоминание киномеханика о судьбе девушки, в которую, он был влюблен всю свою жизнь. В кинокартине объясняется почему эстонцы считали немецкую оккупацию благом, ненавидят Советский союз и что такое свобода Эстонии.
По версии фильма свобода Эстонии это патронаж другой сильной европейской державы. Все коммунисты русские, они вечно пьяные, разговаривают только матом и живут как животные. Показательно, что монолог о ненависти эстонцев к русским произносит вдрызг пьяный экс-военный, который после входа советских войск насилует Хельми перед отправкой в Сибирь. Тема изнасилования Хельми возникает дважды.
Первый раз во время описания революционных событий, тогда отец заступился за честь дочери. Второй раз за Хэльми пытался заступиться Юлиус, но красные варвары оказались сильнее. Таким образом, сценаристы и режиссёр хотели показать, что советская власть изнасиловала своим правлением эстонскую землю? Так же показать, что только с немецким барином Эстония может быть счастлива? Ведь сами эстонцы так и остались неотёсанными деревенщинами, которые бессильны перед любой опасностью.
Не менее интересно, что в фильме со вкусом освещали тему преступности советской власти. В то время, как о преступлениях фашистской Германии говорилось туманно и то только 2 раза: в связи с холокостом и пропагандистским фильмом, где войска СС назвали волонтёрами.
Образом Германии во время Второй мировой войны был возлюбленный Хэльми немецкий офицер Эрик. Он гордо говорит о том что не имеет отношения к партии Гитлера. Кстати позже он сбегает из Эстонии на войну, хотя поражение уже близко. Тем самым режиссёр показывает, как Германия снова бросает Эстонию на съедение большевикам.
После распада СССР показывают независимую Эстонию и герои надеются, что так будет всегда. То, что сегодня Эстония снова плацдарм для военных игр сверхдержав, тактично умалчивается. У меня двоякое впечатления от фильма. С одной стороны это лучший фильм кинофестиваля. С другой меня не покидает ощущение унижения. Фильм однозначно рекомендую к просмотру для выхода из зоны комфорта.
Источник фотографий: kinipoisk.ru, narvaleht.ee