Дни Эстонии: красные фашисты, европейское одиночество и свобода

Я уже писала о первом дне фестиваля эстонского кино в Ноябрьске. В первой части обзора кинофестиваля, я позволила себе вольную трактовку. Вполне возможно стоило обратить внимание на то, что большинству жителей Ноябрьска подобное кино чуждо. Поэтому фестиваль во многим привлек внимание подростков и тех, кому свойственно открывать что-то новое. Это если списать со счета подневольных бюджетников. Продолжим обзор.

«Дни эстонского кино» были бы бесполезны, если бы в программе не было фильмов, раскрывающих эстонский менталитет. Картины, которые рассказали бы об устремлениях современной Эстонии и мнении её жителей о России вне политики. В этом плане преуспели фильмы второго и третьего дня.

О роли Эстонии в европейской семье и самоиндефикации потомков эстов должна была рассказать кинокартина «Эстонка в Париже» (Une Estonienne à Paris). Само название, как бы клонит к этому.

Первый день Анне в Париже

К сожалению, начала фильма с пейзажами в духе начала 90-х уничтожает эту надежду. Создается впечатление, что режиссёр Ильмар Паар решил обойтись шаблонами, которые применялись западными странами во время агитации за вступление в Европейский союз.

Кромешная тьма зимних улиц, квартира, в которой ремонт последний раз делали при жизни Леонида Ильича Брежнего и вечная зима. Такой мы видим Эстонию.

Одиночество и безысходность эстонской провинции

Зато европейская Франция предстаёт во всей красе. Центр Парижа, старинные улочки, дорогие бутики и элегантные французы. На этом фоне главная героиня Анне выглядит деревенщиной. Сценарист подчёркивает это небрежной причёской и несуразной одеждой эстонки. Создается впечатление, что под видом Анне нам представляют Эстонию времён позднего СССР. Этакую дикарку, а в лице ухоженной и стильной эмигранки показывают какой она может стать в европейской семье народов.

Зарубежная эстонка Фрида уехала из Эстонии в период её независимости. Женщина не относит себя к патриотам родины, она всю жизнь стремилась в Европу. Еще проживая в Таллине, она презирала соотечественников. Фрида образ той Эстонии, которую хотят видеть еврооптимисты.

Единственный близкий человек Фриды, её бывший любовник француз

В процессе развития конфликта между двумя эстонками в интернациональном Париже Анне открывает новый тип эстонцев. Тех, кто по европейски продвинуты, но родину любят. Из деревенской клуши Анне превращается в настоящую парижанку. Укладка, изящное пальто и каблуки. Вместе с тем это все та же Анне, просто обновлённая. Та, что не будет терпеть несправедливость, та, которую примут в европейскую семью на равных.

Новая переродившаяся Анне в самом романтичном городе мира

В последний день кинофестиваля на экране кинотеатра развернулась настоящая историческая драма «Жизнь в картинках» (Elavad pildid) режиссёра Харди Волмера. Этот фильм дает четкий ответ о мнении современных эстонцев о своей стране и судьбе.

Хэльми Раннаама эстонская немка, урождённая Вильгельмина дочь немецкого барона и его служанки. Девушка родилась в старинном доме в центре Таллина в 1908 году и всю жизнь прожила там. По соседству с Хэльми всю жизнь живет эстонец Юлиус,  отец которого работал у барона киномехаником. Юлиус продолжил дело отца.

Весь фильм это воспоминание киномеханика о судьбе девушки, в которую, он был влюблен всю свою жизнь. В кинокартине объясняется почему эстонцы считали немецкую оккупацию благом, ненавидят Советский союз и что такое свобода Эстонии.

Киномеханик Юлиус разбирает киноленты в заброшенном кинотеатре

По версии фильма свобода Эстонии это патронаж другой сильной европейской державы. Все коммунисты русские, они вечно пьяные, разговаривают только матом и живут как животные. Показательно, что монолог о ненависти эстонцев к русским произносит вдрызг пьяный экс-военный, который после входа советских войск насилует Хельми перед отправкой в Сибирь. Тема изнасилования Хельми возникает дважды.

«Почему вы нас русских людей не любите?» – спрашивает пьяница и распутник.

Первый раз во время описания революционных событий, тогда отец заступился за честь дочери. Второй раз за Хэльми пытался заступиться Юлиус, но красные варвары оказались сильнее. Таким образом, сценаристы и режиссёр хотели показать, что советская власть изнасиловала своим правлением эстонскую землю? Так же показать, что только с немецким барином Эстония может быть счастлива? Ведь сами эстонцы так и остались неотёсанными деревенщинами, которые бессильны перед любой опасностью.

Ключевой момент фильма. Накануне входа советских войск в Таллин экономка не знает какой флаг готовить

Не менее интересно, что в фильме со вкусом освещали тему преступности советской власти. В то время, как о преступлениях фашистской Германии говорилось туманно и то только 2 раза: в связи с холокостом и пропагандистским фильмом, где войска СС назвали волонтёрами.

Образом Германии во время Второй мировой войны был возлюбленный Хэльми немецкий офицер Эрик. Он гордо говорит о том что не имеет отношения к партии Гитлера. Кстати позже он сбегает из Эстонии на войну, хотя поражение уже близко. Тем самым режиссёр показывает, как Германия снова бросает Эстонию на съедение большевикам.

Муж Хэльми и любовь её детства Эрик

После распада СССР показывают независимую Эстонию и герои надеются, что так будет всегда. То, что сегодня Эстония снова плацдарм для военных игр сверхдержав, тактично умалчивается. У меня двоякое впечатления от фильма. С одной стороны это лучший фильм кинофестиваля. С другой меня не покидает ощущение унижения. Фильм однозначно рекомендую к просмотру для выхода из зоны комфорта.

Источник фотографий: kinipoisk.ru, narvaleht.ee

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Надежда Адаманцева/ автор статьи

Журналист по образованию и призванию. Мне интересно все и сразу в пределах закона и журналистской этики конечно же. 9 лет жила в Санкт-Петербурге в этом году вернулась в Ноябрьск и теперь заново познаю родной город.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: