Игры престолов: кто в ответе за хаос в городской среде Ноябрьска?

ИА «Уральский меридиан» попыталось разобраться в истоках бардака, который больше 15-ти лет творится в хозяйственной сфере муниципалитета.

Ноябрьск один из густонаселённых муниципалитетов Ямала. Второй по величине город ЯНАО после газовой столицы Нового Уренгоя. С 90-х годов самый южный город региона считался одним из процветающих и развитых районов. В первой половине 90-х в Ноябрьске почти не было проблем в хозяйственном и жилищном секторе.

Несмотря на общее обнищание населения северянам удалось пережить потрясения лихого 10-летия относительно комфортно. В городе продолжали работать предприятия, приезжали новые специалисты, сфера торговли развивалась.

Власть в городе равномерно делилась между главой администрации, городской думы и руководителями градообразующих предприятий «Газпром Добыча Ноябрьск» и «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Большинство высоких постов занимали «производственники». Начальники, прошедшие путь от рабочего до руководителя отдела. Большинство из них долго работали и жили на севере. До 2011 года было сложно представить, чтобы в кресло мэра сел чиновник из другого региона.

Мусорный полигон твёрдых бытовых отходов в Ноябрьске

Поэтому городская политика была относительно независима от Салехарда. В тот период муниципальная власть в Ноябрьске достигла относительной демократии. Это не нравилось окружному правительству, которое опасалось такой вольности. Поэтому уже в конце нулевых с  приходом губернатора Дмитрия Кобылкина, который сам варяг на ямальской земле, на Ямале возникла традиция сажать в кресло руководителей своих наместников для последующей отправки на хлебное местечко в Москву. Так вместо людей дела к власти пришли бюрократы.

На руку эффективным менеджерам сыграла отмена выборов мэра в октябре 2009 года. С 1991 по 2009 год должность градоначальника была выборной.

Каждые 6 лет жители Ноябрьска могли проголосовать за понравившегося кандидата на избирательных участках. До того, как в 2009 изменилась система назначения мэров. Федеральный закон предписывал муниципалитетам два варианта избрания мэра: прямые выборы или кадровое назначение. Депутаты выбрали второй вариант, тем самым, наплевав на мнение горожан. Это было только начало возрождения крепостного права на Ямале. Таким образом жителей города лишили механизмов влияния на власть. Это было начал конца.

По слухам выборы отменили, чтобы обезвредить фаворита горожан Анатолия Крылосова. Ему тогда прочили занять место предыдущего мэра Николая Коробкова, который ушёл с поста из-за возбужденных против него уголовных дел за превышение должностных полномочий. Представители лагеря бюрократов воспользовались скандалом вокруг прошлого мэра, чтобы отодвинуть от кормушки газовиков. Прошлые годы в мэры выдвигались газовики и энергетики.

То ли в шутку или просто от недостатка кадров депутаты Гордумы поддержали кандидатуру заместителя ушедшего мэра Михаила Шаровина. Аморфный Шаровин определил дальнейшую стагнацию работы администрации Ноябрьска. Несмотря на юридический статус, ему было нечего противопоставить фавориту горожан. Началась борьба между Шаровиным и Крылосовым, после которой пришлый губернатор Дмитрий Кобылкин решил отобрать у Городской думы право влиять на решения главы администрации. Так Гордума стала совещательным органом, которая только кивает в ответ на решения администрации. Таким образом, Кобылкин хотел вернуть внимание политиков к городскому хозяйству с игры престолов.

Не вышло, тогда решено было полностью отстранить местную элиту от власти и сформировать новую. Из приезжих чиновников, для которых Ямал лишь трамплин для назначения в Москву. Изначально, конечно идея была в том, чтобы забрать у местной элиты «яблоко раздора» и взяться за решение городских проблем. Ведь каким-то непостижимым образом оказалось, что поддерживать нормальный уровень жизни в хозяйственной и экономической сфере получалось только при первом мэре с 1992 по 1998 год.

Начиная с правления Юрия Линка, что-то пошло не так. Вдруг неожиданно уровень комфорта горожан снизился. Настоящий бардак начался в жилищном секторе, а следом и все остальное. Если при Александре Бусалове коммунальщики прекрасно справлялись с работой, и к ним не было претензий, то при остальных мэрах они находили отговорки. С каждым новым мэром приходило разочарование. Это при том, что семьи всех руководителей жили в Ноябрьске много лет.

Большинство жилых домов и дворовых проездов нуждаются в капитальном ремонте

С приходом иногородних найманцев сфера ЖКХ ушла в глубокий нокаут. Её не смогли реанимировать предыдущие замы мэров по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства. С уходом Александра Боткачика, нынешней мэр Алексей Романов до сих пор не может найти человека на эту должность. Молчит и Салехард. Предполагаю, нет желающих рискнуть карьерой и заняться решением реальных проблем, а не производством бумажек.

Тем временем жители Ноябрьска уже не знают: решится ли когда-нибудь проблема с расселением аварийного жилья и его своевременным сносом? Ликвидируют ли несанкционированные свалки вокруг города? Будут ли вывозить мусор вовремя? Когда уже начнется этап действий, а не обещаний?

Пока эти вопросы остаются без ответа. Мы видим, как очередной карьерист уезжает из Ямала в Москву, оставляя жителям округа самим решать свои проблемы. Остаётся только потирать кулачки и отмахиваться от популистов, которые тоже хотят к кормушке. Но на созидательный труд не способны, только пустой спам.

Источники фотографий: все фотографии принадлежат правообладателям

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Надежда Адаманцева/ автор статьи

Журналист по образованию и призванию. Мне интересно все и сразу в пределах закона и журналистской этики конечно же. 9 лет жила в Санкт-Петербурге в этом году вернулась в Ноябрьск и теперь заново познаю родной город.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: