Понаехали. Зауралье заполонили потомки переселенцев и каторжан

При проведении экскурсий, довольно часто приходится отвечать на вопросы: было ли в нашем крае крепостное право, какой процент составляли переселенцы и ссыльные, чем они занимались и т.п.

В конце XVIII века население Южного Зауралья составляло примерно 115 тысяч человек. Большое количество неосвоенной земли, лесные угодья, отсутствие крепостного права, все это привлекало в наш край переселенцев из разных районов нашей страны. Правительство было заинтересовано в скорейшем заселении и освоении Сибири.

Семьи переселенцев. Курган. н. ХХ в.

Кроме обычных переселенцев, приезжавших своим способом, в наш край ссылали и людей неугодных, а зачастую просто преступников. Подобные действия начались почти сразу после освоения Сибири, но самое масштабное переселение ссыльных пришлось на вторую половину XVIII века. В конце царствования императора Петра I ссылка в Сибирь усилилась, а затем приняла еще более широкие размеры. Количество ссыльнопоселенцев было настолько велико, что иногда в нашем крае встречались целые деревни, в которых проживали одни только ссыльные. Больше всего подобный контингент преобладал в Арлагульской, Лебяжьевской, Белозерской, Тебеняцкой и Кривинской волостях.

В период между 1730 и 1740 годами в Сибирь было сослано более 20 тысяч человек одних только дворян и чиновников. Предназначенные в Сибирь шли пешком, оборванные, закованные в тяжелые ножные и ручные кандалы, которые затем заменили наручниками. С 1823 по 1889 годы в Сибирь было сослано 767 тысяч человек. Из центральной России ссылали неугодных и провинившихся людей разных сословий и званий: крестьян, солдат и офицеров, мещан, раскольников, чиновников, дворян. В 1830 – х годах в Кургане проживали взбунтовавшиеся солдаты и офицеры Черниговского полка, ссыльные декабристы, сосланные польские повстанцы. Большой процент составлял уголовный элемент. К 1880 – м годам до 15% жителей Западной Сибири являлись ссыльными, или их потомками. Обычно ссыльных отправляли на казенные заводы, но в Кургане и округе таких предприятий практически не было, кроме Боровлянского стекольного завода, поэтому они нанимались в работники к зажиточным крестьянам.

В 1861 году в курганском округе проживали 3735 ссыльнопоселенцев. В 1895 году всех ссыльных по курганскому округу насчитывалось 7306 человек обоего пола, из них за время ссылки, умерли 124 человека, в безвестной отлучке находились 1499 человек, под судом – 103, в тюрьме отбывали наказание за преступления, совершенные в местах водворения – 77, под надзором полиции – 56 человек и 5683 человека находились на месте. Из тех, что были в наличии, хлебопашеством занимались – 2800 человек, мастерством – 900 и не имели определенных занятий – 1983 человека. Земледелием занимались исключительно крестьяне, высланные из Европейской России административным порядком за дурное поведение. Лица эти приходили на места водворения с семействами, распродав все свое имущество на Родине, следовательно, обладали средствами, дававшими им возможность сразу же по водворении обзавестись всем необходимым, для продолжения, прерванного временем ссылки, земледельческого труда. Однако, отношения со старожилами не всегда складывались гладко. И, все же, если крестьяне – ссыльнопоселенцы, осужденные за мелкие преступления и дурное поведение, могли на новом месте обустроиться и завести свое хозяйство, то сосланные по суду, за непринятием обществом, после отбытия наказания, являлись на места водворения сразу же из тюрьмы, где они за все годы потеряли всякую способность к работе и последнюю копейку, а вместо этого приобрели лень, необузданность и тунеядство, и вообще все пороки, дающиеся людям после долгого скитания по тюрьмам.

Курганский тюремный замок. н. ХХ в.

Курганский окружной исправник И.Я. Трофимов писал:

«Явившись в деревню летом, в одном лишь белье, а зимой – в казенном полушубке, ссыльный недолго остается на месте водворения: походив по деревням и настреляв кое – чего, он выбирает в волостном правлении паспорт и идет шататься по матушке – Сибири, а не дадут паспорта, отправляется обратно в Россию, откуда его или приводят обратно назад, или, как назвавшегося чужим именем, посылают из города в город для предъявления, пока, наконец, он не назовется круглым Иваном, и участь его, как бродяги решена. Этот разряд ссыльных очень вредно влияет на нравственность молодого поколения и всему обществу приходится платить за них путевые издержки, за казенную одежду во время этапного его доставления обратно в место причисления. Еще разряд ссыльных из числа не имеющих определенных занятий – это нищенствующие, вечно шатающиеся из деревни в деревню, из села в село. Сговорив несколько калек из местного населения: слепых, хромых, идиотов во Христа ради, они отправляются на ярмарки и сельские торжки, где, выбрав места между торговых рядов, своим пением, иногда безо всяких слов, привлекают народ, а вечером «поводыри», обобрав бедных калек, разбредаются по кабакам».

Судя по преступлениям, совершенным в период с 1885 по 1895 годы, ссыльнопоселенцы, действительно, добавляли проблем местным жителям и работы курганской полиции.

За разбой и грабеж было осуждено 140 ссыльных, тогда как коренных жителей только – 50, за кражи со взломом – 650 ссыльных, коренных жителей – 420, за бродяжничество – 2650 ссыльных, коренного населения – 290, за конокрадство – 1280 ссыльных, коренных жителей – 430, за кражи – 890 ссыльных, коренных жителей – 530. За мужеложство были осуждены только ссыльные. Такие преступные элементы редко оставались на местах водворения, чаще всего, они либо снова попадали в тюрьму, либо продолжали скитаться по Сибири, пока случайно не погибали от пьянства, или таких же преступников.

По окончании срока ссылки, большая часть ссыльнопоселенцев переходила в разряд крестьян.

Крестьяне Курганского округа. н. ХХ в.

Со второй половины XIX века количество ссыльных в наш край стало постепенно уменьшаться, их отправляют дальше, в более северные, чем Курган районы. Поэтому, если в 1782 году ссыльные среди населения Курганского округа составляли 7,2 % населения, то в 1862 году их стало всего 0,7%. По истечении срока наказания многие ссыльные становились свободными людьми, а так как земли в курганском округе было много, то обзаводились своим хозяйством и оставались в нашем крае жить постоянно. В начале ХХ века ссылка в Сибирь практически прекратилась, но переселенческое движение продолжалось. Поэтому, понятно, что жители Зауралья, частично являются потомками не только свободных переселенцев из разных районов нашей большой страны, но и ссыльных каторжан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: