Крестьяне в Зауралье возмущены и готовы к бунтам | Уральский меридиан

Причин для недовольства крестьян в царской России было множество – это и неправильное межевание земель, наделение землей переселенцев, тяжелые земские повинности, обиралы – чиновники, царские Указы, ущемляющие права крестьян и прочее. Одним из самых известных восстаний крестьян является Пугачевский бунт, который поддержали многие населенные пункты Зауралья, в том числе слобода Курганская.

Крестьяне в Зауралье возмущены и готовы к бунтам

Вот как описано это событие в памятной книге, хранившейся когда-то в архиве Усть — Суерской церкви: «Помнящие о бунтовщике и самозванце некоем казаке Эмельке Пугачеве, восставшем против Отечества и Императрицы Екатерины Алексеевны с намерением похитить Монаршую власть рассказывают так: « 1774 года марта 5 и 6 шайкою бунтовщиков, предавшихся на сторону злодея Пугачева, здешнее Усть — Суерское село было занято, бывшая до настоящего времени церковь разграблена, и хранящиеся в церковном архиве документы истреблены.  Слабомыслящих жителей села и окрестных мест бунтовщики завлекали в свои толпы различными средствами, обольщая несовместными обещаниями, и страшными угрозами, приводя в страх и ужас тех, которые не сдавались на их обещания. В 6 число марта 1774 года произошла стычка бунтовщиков с отрядом, состоявшем из 300 человек, пришедшем из Тобольска, и первое войско было совершенно разбито последним, и с этого времени положен был конец злым делам оного. После чего изменники Отечеству преданы были казни достойной по своим злодеяниям. Одни из них были расстреляны, другие колоты копьями, а иные повешены. Большую часть изменников составляли различные бродяги, пьяные, оборванные, принадлежащие к различным селам и деревням пограничного уезда Пермской губернии». Казалось бы, после подавления массовых крестьянских выступлений в России и на Урале в 1775 году, должен был наступить мир, однако, подобные выступления, конечно, не в таких масштабах, продолжались.

Крестьяне в Зауралье возмущены и готовы к бунтам

В архивных документах встречается большое количество случаев неповиновения властям.

В 1800 году крестьянин Иковской слободы Варлаков поднял крестьян на неповиновение чиновникам – вымогателям. Местные сельские власти, вызвали на помощь воинскую команду, которая усмирила крестьян, а зачинщиков — бунтовщиков сослали подальше в Сибирь.

В 1825 году более полутора тысяч крестьян Усть — Суерской волости отказались выполнять земские повинности. Порядок был наведен прибывшей воинской командой.

В 1827 году взбунтовались крестьяне Арлагульской и Камышенской волостей Курганского округа, которые также отказались выполнять земские повинности и подчиняться волостным властям. Но самым массивным противостоянием местной власти и народа оказались крестьянские волнения 1842 – 1843 годов на территориях Курганского, Шадринского и Челябинского уездов, связанные с общественной запашкой под картофель и несогласием с новыми распоряжения правительства. Крестьяне, не поняв смысл царских Указов, углядели в них покушение на собственную независимость и устроили бунты. Первыми под расправу бунтовщиков попали волостные головы и волостные писари, к которым «употребляли всякие истязания».

В «Обзоре экономического состояния Курганского округа и города Кургана так описываются эти события: «В 1843 году, когда Брылинская волость существовала под названием Чинеевской, в Челябинском уезде Оренбургской губернии распространилась молва, что будто бы государственных крестьян Правительство желает отдать под власть «барина» — помещика. Вследствие этого, вспыхнул бунт. Крестьяне Челябинского уезда, как смежного, породнившиеся с крестьянами бывшей тогда Чинеевской волости, врывались в волостные правления и в дома священников, разыскивая царской грамоты, скрываемой гражданским начальством и сельскими властями. Жутко приходилось сельскому духовенству, а также сельскому и волостному начальству, попавшемуся в руки бунтовщиков, к которым не замедлили примкнуть зажиточные и влиятельные крестьяне Брылинской волости. Пойманные священники и сельское волостное начальство, бунтовщиками раздевались до нага, и связанные погружались в воду, где полоскались до тех пор, пока не лишались чувств. Это было в апреле месяце. Благодаря быстрому приезду начальника Тобольской губернии, которому, освобожденное волостное начальство представило главарей бунта – влиятельных стариков между обществами Брылинской волости села Брылинского – Ивана Федорова Шарыпова и Кирилла Маркова Замятина, и из деревни Локти – Павла Иванова Бахарева, которые по приказанию Губернатора в его присутствии и в виду всего народа, были жестоко сечены розгами, вследствие чего, бунт в Брылинской волости прекратился».

Крестьяне в Зауралье возмущены и готовы к бунтам

«А в это время в селе Батурлинском Шадринского уезда, собравшаяся масса бунтовавших крестьян была усмирена военной силой – выстрелами из орудий мелкой картечью. Таким образом бунт был прекращен, и водворен порядок».

Жестокие, вооруженные столкновения происходили и между самими крестьянами. Так, например, крестьяне деревни Белой Петуховской волости силой изгнали, вытравив все посевы и разрушив жилые постройки, вторгшихся на их земли крестьян соседней волости.

Многолетние конфликты во второй половине XIX века между крестьянами Алабужской и Каминской волостей часто заканчивались кровопролитиями и неповиновением властям.

Несколько десятилетий длилась тяжба из-за земли между крестьянами станицы Звериноголовской. Очень часто протестовали против выделения из общинных земель участков для дворян крестьяне Шмаковской, Белозерской и Митинской волостей.

Более пятидесяти лет велась ожесточенная борьба за землю между крестьянами Саламатовской и Мостовской волостей. Закончилась она только после того, как вмешалось правительство. Чтобы прекратить все споры и тяжбы между этими волостями, правительство наделило всех крестьян положенной им землей, а оставшиеся земли взяло в казенное ведомство и тем прекратило давние конфликты.

Как писал в 1895 году Курганский окружной исправник И.Я. Трофимов: «Крестьяне села Шайтанского Брылинской волости, вооруженные ружьями, начали делать нападения на сжатый хлеб на полях деревни Пеньковой. Крестьяне сказанной деревни, или, как их называют «пеньковцы», состоя всего из 30 домохозяев, не могли противостоять вооруженным набегам «шайтанцев», а потому пригласили «пустуевцев» и «локтянцев» (жители деревень Пустуево и Локти), помочь им отразить набеги грабителей. И вот три деревни, вооружившись ружьями, топорами и кольями выступили против «шайтанцев», и между ними завязалась отчаянная драка. Много было ранено народа, как с одной, так и с другой стороны, даже были смертельные случаи. Соединенные силы трех деревень одержали победу, и «шайтанцы» были прогнаны. Не смотря на значительные потери, на другой год «шайтанцы» снова возобновили свои набеги, затем вмешалось начальство, и хищничество «шайтанцев» прекратилось».

Крестьяне в Зауралье возмущены и готовы к бунтам
На переселенческом пункте в Кургане. н. ХХ в.

Очень часто конфликтные ситуации возникали во взаимоотношениях старожилов и переселенцев, особенно в Курганском округе. После правительственного решения о переселении крестьян малозаселенных губерний на свободные земли, округ был подвергнут межеванию, что тоже привело к серьезным конфликтам.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в Курганском округе практически не было ни одной волости, где бы не возникали проблемы и конфликты, решением которых, в основном, приходилось заниматься властям, иногда даже губернским, которые применяли для их разрешения военную силу, или местные розги.

Использовано фото с сайта fnlondon.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: