90-е годы двадцатого века – время, которое в нашей стране называют временем особых потрясений, перелома и перемен. Это действительно так. Проблемы с властью, проблемы с деньгами, проблемы с будущим страны. Разве тут до праздников?», – можете подумать вы. И будете правы- время абсолютно неподходящее для увеселительных мероприятий. Но даже тогда, в Кургане не прекращали праздновать День города. Как городские именины встречали в условиях жёсткого дефицита денег и множества проблем – читайте в этом материале.
1992 год. «Фейерверка не было»
В это трудно поверить молодому поколению курганцев, но в 90-е несколько лет подряд день города в областном центре встречали без фейерверка. Даже в советские годы ночное небо в городской праздник озарялось салютом, но 90-е внесли свои коррективы в эту традицию.
В этом же году руководство города нарушило ещё одну традицию – праздник перенесли на 12 июня, желая подчеркнуть статус празднования новой даты – День независимости России. Однако, как пишут журналисты, это решение было неудачным.
Материал под заголовком «Фейерверка не было» вышел в газете «Советское Зауралье» летом 1992 года. Журналист издания Дмитрий Быков, рассказывая о прошедшем празднике, сделал акцент на том, что в этом году не удалось организовать салют в областном центре. Вот выдержки из той заметки.
«…Никакой такой специфической праздничной атмосферы в воздухе разлито не было. Впрочем, всё довольно просто и легко объяснимо: бедна городская казна, не до торжеств сейчас, не да увеселений. Да и с погодой не повезло. Было хоть и солнечно, но прохладненько, и праздник Нептуна на Тобол-реке, естественно, не смог состояться…»
1995 год. Птичка – бренд дня города.
Лично я свидетелем этих времён не был, но по рассказам и по дошедшим до нас, например, образцам телевизионной рекламы, можно сказать: креативная была эпоха. Ярко, пёстро, ляписто! Вот и в городской мэрии в 95-м году решили «покреативить» – появился официальный бренд дня города. Это случилось, пожалуй, впервые, за историю праздника.
Вот такой рисунок был опубликован в одном из выпусков городской газеты «Курган и Курганцы» под заголовком – Официальная эмблема праздника «День города-95». В пояснительной записке к этому рисунку не сообщается, почему именно такой логотип был выбран. Однако, в ней рассказывается об авторе бренда. Автором идеи именно такого бренда стал курганец Александр Рыбин, который любит Курган и плохо переносит людей, не любящих свой город: «…Его бесит, когда наши киоски и витрины оформлены безвкусно; он не терпит дилетантства…»
1996 год. «Сделаем праздник вместе!»
В своей «Колонке мэра» в городской газете «Курган и Курганцы» летом 1996 года тогдашний руководитель Кургана Анатолий Ельчанинов в ответе на вопрос журналиста, о том, не обидят ли курганцев грядущим праздником, ждать ли ярких мероприятий рассказал о подготовке к городским именинам: «Праздник будет. Подготовка к нему идёт полным ходом. С деньгами в бюджете, действительно, туго. Поэтому стараемся найти дополнительные источники финансирования, в том числе и в виде спонсорских взносов. Понятно, что при дефиците денег проблемы с организацией праздника есть. Но все что можно, сделаем».
Праздник открывали шествием трёх колонн (Советского, Первомайского и Октябрьского районов) по улице Ленина до областной филармонии, где разворачивалась ярмарка. Всего было открыто шесть праздничных площадок по городу. На улице Ленина работала выставка «Город мастеров», на набережной Тобола прошёл праздник «Водная феерия», Там же прошёл вечером салют.
В горсаду был праздничный конкурс «В царстве детских фантазий», бал с участием звезд курганской эстрады прошёл на площади у кинотеатра «Звёздный», вечером в горсаду был флотский бал «Вечер на рейде». Прошла ночная дискотека у кинотеатра «Современник», а также состоялся праздник для инвалидов в ЦПКиО. Примечательно то, что у каждой площадки и у каждого праздника был свой режиссёр.
Администрация Кургана объявила призыв ещё летом 1996 года «Сделаем праздник вместе!» и курганские коллективы с воодушевлением откликнулись, чтобы поддержать празднование. Вообще, заявки на участие в городском театрализованном шествии подавали разные городские предприятия. Первыми, как сообщала городская газета «Курган и Курганцы», откликнулись АО «Синтез» и АК «Курганский автобусный завод». Генеральными спонсорами праздника «Честь имею, град Курган!» стал телерадиокомпания «Европа плюс Курган» и ПП «Дамми».
Была и ещё одна интересная задумка, объявленная накануне праздника, о которой так сообщали журналисты КиКа: «Если пройти по ул. Пролетарской вдоль музея, можно увидеть на крыше небольшой флажок из жести, на котором написано – «Конец века». Именно так называется эта группа. Вместе работают художники уже несколько лет. Были у них совместные проекты в Голландии….
А в Кургане всех собрал новый проект. Сейчас в Кургане создаётся монумент «Встреча. Праздник. Расставание» на фасаде художественного музея. Что же увидят курганцы 17 августа, в день официального открытия фасада? Немного откроем секрет. Это будут три символические конструкции из 5 картин. Каждый из авторов пишет свою картину, подчиняя её общему замыслу. У группы «Конец века» есть замысел встретить 2000-й год вместе, и тут же переименовать себя в «Начало века». Конец света, по их мнению, не предвидится. Думаем, все у них получится. А курганцев ждет подарок к Дню города – новый фасад музея…»
Кстати, не так давно эти конструкции сдуло ветром… теперь фасад снова выглядит серо и однообразно, а горожане так и не осознали суть этих картин.
1998 год. «Главная новость дня – праздничный фейерверк будет!…»
Распахнуть окна и сделать музыку погромче призывали журналисты КиКа в августе 1998 года: «Главная новость дня – праздничный фейерверк будет! Этот подарок курганцы получат от ООО «COCA-COLA МОЛИНО» (г. Челябинск). Мортиры будут установлены в ЦПКиО и начнут палить разноцветными зарядами на радость горожанами в 22:00 9 августа. Выбор места обусловлен соображениями безопасности – в летнее время горсад нельзя использовать как пусковую площадку.
Ещё одна любопытная новость – Оргкомитет по проведению народного гулянья и «Русское радио – Курган» приглашают курганцев 9 августа с 21:30 до 23:00 совершить пешую прогулку до и после фейерверка под аккомпанемент специальной радиопрограммы «Музыкальные окна Кургана». На протяжении всего маршрута жители домов, как предполагается, распахнут окна и выставят свои радиоприемники наружу…», – об этом писал Дмитрий Быков.
Девяностые подходили к концу, впереди были нулевые, которые многие из нас ещё не успели посчитать историей. Но даже эти нулевые нужно будет освежить в памяти, поэтому в ближайшие дни ждите третий материал из цикла публикаций, посвящённых празднованию Дня города Кургана в разные годы.