«18 против 1»: сотрудники ярославской ИК-1 толпой пытали заключенного

Всем известно, что двое против одного – это нечестно. А как тогда назвать то, когда 18 сотрудников ФСИН в течение продолжительного времени, вытирая лбы от пота и переводя дыхание, истязают одного заключенного, распятого на столе лицом вниз?

20 июля «Новая газета» опубликовала видеосвидетельство преступления, совершенного сотрудниками ИК-1 ФСИН по Ярославской области 29 июня 2017 года. Видеорегистратор, который, согласно закону, обязаны носить все сотрудники ФСИН, заснял ужасную пытку заключенного ярославской колонии Евгения Макарова: на видео в течение 10 минут над ним поочередно измываются сотрудники учреждения, передавая друг другу «право» нанести следующий удар теряющему сознание заключенному, словно эстафетную палочку.

Видео с регистратора сотрудника ФСИН. Источник: Новая газета. 

О том, как видеозапись попала в руки юристов фонда «Общественный вердикт» – издание не сообщает.

То, что подвергаемый на видео зверским пыткам заключенный – именно Евгений Макаров, не вызывает сомнений: его фамилия не раз звучит в видеозаписи. Сотрудники колонии окликают заключенного, когда тот в очередной раз теряет сознание.

Происходящее на видео явно не для слабонервных. Класс воспитательной работы наполнен людьми – сотрудники ИК-1 наблюдают за тем, как их коллеги усердно и старательно один за другим наносят удары лежащему на столе заключенному – сквозь тряпку во рту прорываются его крики и стоны.

Одни держат руки и ноги заключенного, другие бьют по голени и пяткам резиновыми дубинками, третьи – льют на голову воду из ведра. 

Люди в форме вытирают лбы от пота и переводят дыхание – тяжелая работа, вдесятером одного пытать. А ведь на видео в комнате явно больше 10 человек…

«Ролик обрывается ровно на десятой минуте, когда обнаженного человека снова укладывают на стол. Очевидно: пытка не закончена», – пишет «Новая газета». 

А вот само тюремное ведомство считает, что пытки заключенного со зверским пристрастием со стороны сотрудников колонии – всего лишь реакция на умышленную провокацию.

Заместитель руководителя ФСИН Анатолий Рудый сообщил «Новой газете», что Евгений Макаров «сознательно провоцировал сотрудников колонии», при этом отметив:

Анатолий Рудый. Источник фото: informpskov.ru

«Мы вынуждены констатировать, что наши сотрудники не справились со своими обязанностями полностью. Наши сотрудники не провели документирование и не дали правовую оценку».

Вот, только остается непонятным: что значит «провоцировать сотрудников ФСИН»? Как можно спровоцировать на пытку, т.е. на незаконную физическую расправу, которая влечет за собой тяжкий вред здоровью, а иногда и вовсе – смерть. И чем это таким можно спровоцировать работников тюремного ведомства, чтобы они ответили на это зверской пыткой толпой сотрудников? Косым взглядом? Молчанием? Хамством?

Заместитель руководителя ФСИН пояснил «ТАСС»: Макаров «вел себя крайне вызывающе, вызывал постоянно на конфликт администрацию, постоянно пытался сделать так, чтобы в отношении него была какая-то крайняя реакция личного состава».

«Какая-то крайняя реакция» по сравнению с более подходящим в данном случае определением «зверская пытка» из уст замруководителя ФСИН звучит даже как-то интригующе. Не «противозаконное действие», не «жестокая физическая расправа группой лиц», а именно «крайняя реакция» – то есть, что-то допустимое и вполне себе объяснимое.

А ведь есть определенный порядок применения сотрудниками ФСИН специальных средств в исправительных колониях. Он регламентирован Федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 28 декабря 2016 года № 503-ФЗ и Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями и дополнениями) от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ.

Так, сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе группы применять специальные средства в случаях нападения на работников уголовно-исполнительной системы, для пресечения преступлений, физического сопротивления, оказываемого осужденным сотруднику уголовно-исполнительной системы, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений, для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений, транспортных средств и т.д.

Но нигде не идет речи о групповом истязании провинившегося заключенного, когда более десятка человек откровенно калечат одного, связанного по рукам и ногам и находящегося уже в бессознательном состоянии. В этой ситуации ужасно все: и то, как представители системы исполнения наказаний жестоко, зверски, с нечеловеческим азартом истязают абсолютно беззащитного человека, как реагируют на все это представители правоохранительных органов, и, главное, что сама система в лице ФСИН находит во всем этом оправдание своим сотрудникам: ну, спровоцировали их.

На сегодняшний день Евгений Макаров находится в другой ярославской колонии, ИК-8, правда, и там издевательства над ним не прекратились.

Евгений Макаров. Источник фото: группа фонда «Общественный вердикт» в ВК

24 июля на сайте «МК» появилась информация о том, что заключенного в колонии уже посетил глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов. Он поделился с изданием, что в скандально-известной ИК-1, где ранее содержался Макаров, слабая система видеонаблюдения, а на всех сотрудников приходится всего 5 видеорегистраторов.

«Работа с видеорегистраторами в принципе не отлажена. Как должно быть: заступил на смену, получил заряженный регистратор с чистой памятью, надел на себя и сдал после работы. К сожалению, этого я не увидел. Механизм предотвращения стирания записей не отработан», – рассказывает Михаил Федотов «МК». 

Сотрудников колонии, измывающихся на видео над заключенным Макаровым, глава СПЧ назвал «преступниками». По его словам, они знали о том, что в классе воспитательной работы видеонаблюдение не ведётся.

Михаил Федотов также поделился с «МК» сложившимся у него впечатлением о Макарове:

«Я предполагал, что Макаров – матёрый уголовник, идёт по пути АУЕ. Но ничего похожего. Да, человек с чувством собственного достоинства. Но в этом нет ничего предосудительного, скорее наоборот. У Макарова обостренное чувство справедливости. Он признает свою вину в совершенном преступлении – по молодости украл мобильник и деньги. У него нет претензий к наказанию, а есть претензии к тому, как нему относятся в колонии. С ним должен поработать психолог, чтобы помочь ему найти общий язык с сотрудниками. Сейчас он заряжен на конфликт». 

Источник фото: группа фонда «Общественный вердикт» в ВК

Глава СПЧ также отметил, что отбывать срок в колонии Макарову осталось совсем недолго – всего три месяца. За решётку он попал в 18 лет. А пока, по словам Михаила Федотова, администрация колонии поможет заключенному встретиться с психологом.

Источник фото: группа фонда «Общественный вердикт» в ВК

25 июля в группе фонда «Общественный вердикт» в ВК появилась информация о том, что Заволжский суд г. Ярославля избрал меру пресечения шестерым сотрудникам ярославской ИК-1 по делу о пытках.

Суд рассмотрел ходатайство Следственного комитета о помещении под стражу и продлении сроков задержания шести фигурантам дела о пытках Евгения Макарова: четверым подозреваемым суд избрал меру пресечения – содержание под стражей сроком на два месяца, еще двоим – продлены сроки ареста.

Трансляцию из суда для «Общественного вердикта» вел Руслан Вахапов, который также находился в ИК-1: в апреле 2017 года он вместе с Макаровым и Иваном Непомнящих подвергался пыткам со стороны сотрудников ФСИН.

«Суд принял решение о помещении под стражу подозреваемых – сотрудника службы безопасности ИК-1 Максима Яблокова, а также сотрудников Игорь Богданова, Сергея Драчева и Алексея Бровкина на два месяца, до сентября. Заместителю начальника ИК 1 по воспитательной работе Ивану Калашникову срок содержания под стражей продлен на 72 часа, до 28 июля, ему еще не предъявлено обвинение. Сотрудник Сергей Ефремов, которому пока не успели предъявить обвинение помещен под арест на 10 дней. При этом Яблоков, Ефремов признали вину, последний ходатайствовал о «досудебном соглашении». Все вышеперечисленные сотрудники отстранены от службы, у них изъяты жетоны и служебные удостоверения», – сообщается в группе.

На фото: фигуранты дела, сотрудники ФСИН: Максим Яблоков, Сергей Драчев, ниже: Сергей Ефремов, Игорь Богданов, Алексей Бровкин. Источник фото: группа фонда «Общественный вердикт» в ВК. 

Однако члены «Общественного вердикта» считают, что привлечь к ответственности необходимо всех участников жестокой расправы над заключенным Макаровым. Совместными усилиями с бывшими заключенными ИК-1 им удалось опознать на видео практически всех его «героев». Юристы фонда рассказали «Новой газете», кто это могли быть:

  1. Калашников Иван Сергеевич, заместитель начальника колонии по воспитательной работе.
  2. Ефремов Сергей Сергеевич, оперативник.
  3. Мамаян Сипан Рустамович, оперативник.
  4. Яблоков Максим Дмитриевич, сотрудник отдела безопасности.
  5. Цветков Руслан Андреевич, сотрудник отдела безопасности.
  6. Борбот Дмитрий Владимирович, помощник начальника колонии.
  7. Трубетской Василий Владимирович, начальник 13-го отряда.
  8. Морозов Александр Владимирович, сотрудник отдела безопасности.
  9. Игнашов Кирилл Николаевич, начальник 5-го отряда.
  10. Бровкин Алексей Николаевич, сотрудник отдела безопасности.
  11. Сергей Аркадьевич, сотрудник отдела безопасности.
  12. Игорь, сотрудник отдела безопасности.
  13. Брат Игоря, должность не установлена.
  14. Никитюк Алексей Юрьевич, начальник 4-го отряда.
  15. Дмитрий Евгеньевич, сотрудник отдела безопасности.
  16. Юдин Василий Юрьевич, сотрудник отдела безопасности.
  17. Человек с отчеством «Владимирович».
  18. Хозяин видеорегистратора, имя не установлено.

Кроме людей, принимавших участие в пытке, по мнению адвокатов, к ответственности также должны быть привлечены бывший начальник колонии Дмитрий Александрович Николаев, его заместитель Игит Валерьевич Михайлов, а также начальник по воспитательной работе Александр Михайлович Диев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ксения Ковалева/ автор статьи

Журналист, блогер. Окончила факультет журналистики УрФУ (УрГУ). Тема дипломной работы "Защита прав заключенных в СМИ и блогосфере". Любимые жанры: правозащитная деятельность, остросоциальная журналистика.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: