75 лет назад в школах Кургана было введено раздельное обучение

14 августа 1943 года в газете «Красный Курган» появилась заметка, в которой сообщалось о Распоряжении Правительства СССР начать с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек: «На основании Постановления Совнаркома Союза ССР с нового учебного года в неполных средних и средних школах республиканских, краевых и областных центров вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В городе Кургане будут работать две женских и две мужских школы. В помещении бывшей 12–й школы открывается мужская средняя школа, в 10-й школе – мужская неполная средняя школа. Женские средняя и неполная средняя школы будут открыты в помещениях 15-й и 11-й средних школ. Педагогический персонал почти полностью подобран».

В итоге были сформированы женские школы, в последствии получившие номера 24 и 27, и 10 и 12 школы для мальчиков. Из-за резкого введения реформы, учебный процесс в школах города начался сложно, для руководства  школ проблем стало еще больше.

Женская средняя школа № 11. н. 1950-х гг.

Какие же причины послужили поводом к тому, чтобы в такое сложное для страны время – шел третий год Великой Отечественной войны, начать подобную реформу. Одной из причин было возвращение к традициям дореволюционной школы, когда мальчики и девочки обучались раздельно, из этого следовало утверждение о том, что  девочек в учебных заведениях необходимо готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в учебных заведениях, имея в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках разных коллективов. Однако правительство и в частности Народный Комиссариат просвещения РСФСР понимали, что во всех населенных пунктах одновременно организовать  раздельное обучение детей не возможно. Не везде имелись необходимые условия. Если в сельской местности (в  деревне или селе) все дети окрестных деревень обучались  в одной школе, которая существовала, то с переходом на новый тип обучения таких школ должно было стать не менее двух, т.е. одна для мальчиков, другая для девочек.

Понимая сложившуюся ситуацию, Совнарком СССР принял решение начать проведение реформы раздельного обучения только в тех населенных пунктах, где имелось не менее четырех неполных и средних школ. Новая реформа  создания мужских и женских школ на базе бывших совместных учебных заведений в Кургане, как и в других городах страны, проходила следующим образом: из 10 и 12 школы в 11 и 15 переводили всех девочек, а из двух последних в мужскую школу  – всех мальчиков.  С этого момента и все спортивные соревнования и мероприятия для школьников проводились отдельно, правда, в конце 1940-х годов мальчики старших классов периодически приглашались педагогами в женские школы для участия в поэтических и танцевальных вечерах.

Однако, уже с сентября в школах начались проблемы. Если в городе, в отличие от деревни, имелись здания школ, то учителей катастрофически не хватало. В Постановлении Совнаркома указывалось на необходимость того, чтобы в мужских учебных заведениях директорами и преподавателями работали мужчины, а в женских, соответственно, женщины. При этом, Совет Народных Комиссаров РСФСР отмечал, что Курганский облисполком не уделяет должного внимания вопросам работы этих школ. Таким образом, на 1 декабря 1943 года только по 1–4 классам не было охвачено обучением более шести тысяч детей. Из–за нехватки педагогов в отдельных классах школ не преподавались такие предметы, как: математика, физика, история, география. Учителя не получали никакой методической помощи и фактически были предоставлены сами себе. Поэтому в мужских школах часто преподавали педагоги – женщины, а в женских – мужчины. Вот, например, что писала газета «Красный Курган» в 1948 году: «В 12–й мужской средней школе города Кургана работает учительницей Крючкова Любовь Васильевна, она ведет полный курс русской литературы – самой идейной и самой передовой в мире. «Иду в свой первый бой, вспоминаю Вас и Ваши слова о любви и преданности социалистической Родине. Можете быть уверены, что не уроню чести советского воина, – писал с фронта ее ученик Иван Марковских».

Выпускники мужской средней школы № 12. Классный руководитель Кутепова Е.Т. 1951 г.

Кроме педагогических кадров в школах катастрофически не хватало учебных пособий, книг, парт, стульев, порой у детей просто не было одежды.

Совет Народных Комиссаров РСФСР обязал Курганский облисполком: «Обеспечить до 15 января 1944 года вовлечение в школу всех детей, подлежащих обучению и принять меры к недопущению отсева учащихся из школ.

Всех учителей, работающих не по специальности возвратить на работу в школы. Помимо этого, было приказано обеспечить изготовление до следующего учебного года одной тысячи ученических парт, пятисот  классных досок, столько же ученических столов и одну тысячу стульев. Обеспечить преподавание в школах всех предметов, предусмотренных учебным планом. Изготовить на предприятиях местного подчинения для детей школьного возраста – трех тысяч пар валеной обуви, пятьсот полушубков, трех тысяч пар теплых чулков и носков.

Ученицы женской средней школы № 11. 1949 г.

Не смотря на тяжелое военное время, оставить в Курганской области для распределения по школам весь выпуск 1943–1944 учебного года Шадринского учительского института и педагогических училищ. Обязать КОГИЗ и Центросоюз отгрузить в Курганскую область 550 тысяч тетрадей, 150 тысяч карандашей и 350 тысяч ученических перьев, а также 0,5 тонны картона и 1 тысячу метров марли для издания методических пособий». Так что к 1947 – 1948 годам практически все школы Кургана были полностью обеспечены учительскими кадрами, а также необходимыми школьными пособиями и инвентарем. Но, если к этому времени городские школьники уже практически привыкли обучаться раздельно, то в сельских школах обучение по-прежнему оставалось совместным.

На момент 1954 года школы с раздельным обучением мальчиков и девочек существовали в 150  городах нашей страны. Однако, реформа себя не оправдала, были выслушаны мнения и пожелания родителей, учителей, самих учащихся. Раздельное обучение школьников не принесло никакой пользы в воспитании и образовании детей, и уж никак не помогло им в будущей взрослой жизни. В 1954 году реформу решено было прекратить. 25 августа 1954 года в газете «Красный Курган» об этом событии была напечатана крохотная заметка, в которой сообщалось: «1 сентября в школах и высших учебных заведениях начался новый учебный год. В школах Кургана началось совместное обучение мальчиков и девочек. Ученики Кургана получили новую школу, пионеры и школьники – прекрасно оборудованный Дворец пионеров».

Таким образом, за одиннадцать лет, пока длилась реформа, выросло и выучилось целое поколение курганских школьников со своими взглядами на жизнь.

Фото превью с сайта back-in-ussr.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: