Жители Кургана с воодушевлением поддержали войну

Начало ХХ века для России ознаменовалось тяжелыми военными конфликтами – Русско–Японская война, с ее тяжелыми последствиями для России, Первая мировая война, принесшая огромные человеческие жертвы не только нашему народу, но и жителям многих европейских государств. В этом году исполняется 100 лет со дня окончания Первой мировой войны.

Приведу некоторые факты о том, как курганцы встретили известие о начале войны, и насколько разное отношение проявили они к этому событию.

27 июля 1914 года газета «Курганское слово» опубликовала Послание Государя Императора Николая II в Зимнем Дворце, обращенное к членам Государственной Думы и русскому народу: «Германия, а затем и Австрия объявили войну России… Тот огромный подъем патриотических чувств любви к Родине и преданность Престолу, который, как ураган пронесся по всей земле нашей, служит в моих глазах ручательством в том, что наша Великая Матушка Россия доведет, ниспосланную Господом Богом войну, до желанного конца.  В этом единодушном порыве любви и готовности на всякие жертвы, вплоть до жизни своей, я черпаю возможность поддерживать свои силы и спокойно и бодро взирать на будущее».

27 июля в 12 часов дня на Соборной площади Кургана, в присутствии представителей властей города, а также многочисленной публики был зачитан Высочайший Манифест об объявлении войны с Германией, после чего полным составом Курганского духовенства было совершено молебствие о даровании победы русскому воинству.

Курган. Соборная площадь. 1914 г.

В этот же день в 7 часов вечера на Соборной площади собралась группа молодежи и с портретом Государя Императора, с флагами и пением народного гимна двинулась по Троицкой улице по направлению к Вольно-Пожарному Обществу. Небольшая, по началу группа, уже около цирка выросла до большой – в 1000 человек.  К концу Троицкой, манифестация превратилась в грандиозное шествие.

В Кургане, как и по всей стране, началась срочная мобилизация. Газета «Тобольские губернские ведомости» сообщала: «…Одобренный Государственным Советом и Государственной Думой законопроект о величине контингента новобранцев, в призыв 1914 года, повелеваем призвать в 1914 году, с соблюдением предписанного общим Уставом о воинской повинности порядка, во всех местностях Империи, на которые простирается действие сего Устава для пополнения армии и флота 585 тысяч человек, полагая в этом числе и тех, которые представлены будут в предстоящий призыв освобожденными от военной службы, представившими зачетные рекрутские квитанции прежнего времени».

В июле 1914 года газета «Курганское слово» сообщала: «По приглашению Воинского Начальника полковника Галицкого, в виду наступивших событий чрезвычайной важности, 26 июля собрались граждане города Кургана, в количестве 150 человек.  Горожанам было предложено высказаться и выработать меры, которые нужно употребить для облегчения участи оставшихся членов семей, главы которых призваны в армию, а также на случай, если среди жителей Курганского уезда окажутся раненые».

На собрании выяснилось, что в Кургане имеются две действующие благотворительные организации: «Курганский отдел Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям» и местный «Комитет Российского Общества Красного Креста». Собрание высказало пожелания, чтобы обе эти организации действовали единодушно, и постановило пожертвования направлять в Комитет Красного Креста, при этом состав Правления Общества был пополнен приглашением к участию в нем полезных лиц.

Кроме этого, Собрание решило:

  1. Обратиться через периодические издания с воззванием к гражданам города Кургана и уезда, приглашая их вступить в члены Общества.
  2. Раздать и разослать подписные листы для записи членов и сбора пожертвований.
  3. Обратиться к Тобольскому Епископу за разрешением, производить кружечный сбор в церквах в пользу раненых воинов. Выставить на видных местах кружки для сбора пожертвований.
  4. Устроить День цветка, или День колоса для сбора денег с благотворительной целью.
  5. Просить кинематографы и Общественные собрания устроить сеансы и спектакли в пользу Красного Креста.
  6. Просить Дамское попечительное Общество выдавать обеды, приезжающим в город для проводов семьям, уходящих на фронт воинов.
  7. Организовать общественную помощь для сбора урожая и других сельских работ на полях, ушедших воинов, а также предложить Обществам открыть местные попечительства для пострадавших от войны.

Дамское попечительное Общество довело до сведения собравшихся, что им предоставляется помещение, в котором организуется бесплатная мастерская для шитья одежды больным и раненым воинам.

Бывший на собрании Городской голова Ф.В. Шветов заявил, что Городской Думой на помощь семьям, ушедших на войну горожан ассигновано 5000 рублей и образована комиссия для выяснения нужды каждой семьи. Из этой суммы выдавались квартирные деньги, помимо положенного казенного пищевого довольствия женам и детям, ушедших на фронт, а также квартирные и продовольственные деньги родителям и другим членам семьи, если они были на попечении ушедших на войну. Кроме того, за семьями служащих городских учреждений сохранялось содержание в размере ¾ или ½ размера полного оклада жалования.

В состав комиссии по обследованию нужд семейств нижних чинов запаса и ратников ополчения, призванных на военную службу, вошли купцы: Соколов, Дерягин, Бакинов, Кочешев, Калмыков, Святышев, Дунаев, Кропанин, Н.М. и Н.С. Козловы, Первухин, Легких и Серов. Председатель комиссии – Ф.В. Шветов.

На следующий день Курганское Общество Красного Креста выступило с воззванием к жителям города: «Трудную и почти непосильную задачу взял на себя, по поручению Общего собрания граждан, Красный Крест, с твердым упованием, что все граждане города Кургана своим трудом, советом и средствами придут ему на помощь. Запись в члены Общества Красного Креста производится, пожертвования деньгами и вещами принимаются, справки всякого рода выдаются членами Правления».

В городе повсеместно начался сбор пожертвований на нужды армии, помощи семьям, родственники которых ушли на фронт и раненым воинам.

В газете «Курганское слово» регулярно печатались статьи следующего содержания: «Служащие «Торгового Дома А.Н. Первушиной и Ко» в Мишкино единогласно решили отчислять три процента из получаемого ими жалованья на содержание семейств сослуживцев, призванных на военную службу. Это даст семьям половину месячного жалованья, какое получали их отцы и дети. Кроме того, служащие обратились с ходатайством в Правление Мишкинского Общества больничной кассы о выдаче пособий семействам, призванных на войну участников кассы».

Сбор денег был организован и среди почтовых служащих. В газете «Тобольские губернские ведомости» опубликовали список чиновников и нижних служителей Курганской почтовой конторы, изъявивших готовность жертвовать ежемесячно денежное вспомоществование на нужды воинов, сражавшихся на поле брани: «Почмейстер Ерлексов – 2 р., 4 коп., помощник его Козлов – 90 коп., сортировщик Попов – 32 коп., почтальоны: Чефранов – 28 коп., Белькович – 48 коп., Никольский – 48 коп., Алексеев – 24 коп. Итого – 4 руб., 74 коп.»

«Нижними чинами Курганского полицейского Управления между собою сделан единовременный сбор в пользу раненых воинов в сумме 35 рублей 85 копеек, каковые и переданы по назначению».

Регулярный сбор пожертвований проводила и Курганская городская Управа.

В курганской магометанской мечети после торжественного богослужения о даровании русскому оружию победы, был произведен сбор денег на больных и раненых воинов и их семейств. Сбор дал 75 рублей. Деньги были переданы в Курганский отдел «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям».

В Общество Красного Креста и в Дамское Попечительное Общество в первый же день поступило материалов, пожертвованных для шитья белья для раненых: 233 аршина, кретона – 72 аршина, бязи – 55 аршин, ситца – 116 аршин, 10 дюжин носовых платков и 10 пар носков. Такие пожертвования стали регулярными.

Кроме того, члены Общества собирали пожертвования на улицах города: «При хорошем солнечном дне весело и бодро по улицам проходили пары с повязками Красного Креста, и не наблюдалось ни одного случая, чтобы встречающаяся публика не дала своей доли на раненых воинов».

Курганское купечество на собственные средства организовало Убежище для раненых и больных воинов. Д.И. Смолин сделал крупные пожертвования курганскому военному лазарету на все время его действия. На эти деньги были оборудованы бельем и постельными принадлежностями десять кроватей.

Врачебным, фельдшерским и любительским персоналом Курганской городской больницы также была оборудована кровать для раненых воинов.

Кроме того, Городская Управа оборудовала 50 кроватей для раненых и предложила жителям города взять содержание больных на собственный счет, при чем, все кровати были именные того лица, или общества, которые давали деньги на содержание раненых.

Жительницы города, имевшие намерение получить медицинское образование и помогать в больницах должны были сначала пройти обучение в Тобольске в общине сестер милосердия на 9 – месячных курсах для запасных сестер на военное время. Слушательницы получали все учебные пособия бесплатно, но квартира, стол и одежда должны были быть своими.

Для уборки хлеба с полей 16 августа 1914 года по ходатайству Курганского воинского начальника Господином командующим войсками Сибирского военного округа, в виду тяжелого положения населения Курганского уезда при богатом урожае текущего года, было разрешено освободить ополченцев, призванных в Кургане в количестве 2000 человек для уборки хлебов до 15 сентября.

Война продолжалась…

Местные газеты ежедневно сообщали о положении на фронте: «7 августа на Южном фронте перейдя реку Збруч, русские войска вторглись на австрийскую территорию».

«В восточной Пруссии наши летчики метали бомбы в сооружения военного значения».

«Прошлой ночью французский дирижабль бросил несколько бомб на два германских кавалерийских полка в Бельгии, бомбы вызвали переполох в бивуаках, немедленно были потушены огни, и открыт огонь по дирижаблю, который успел улететь».

«Вчера 23 августа английскими солдатами возле моста через Уазу арестован шпион – красивая семнадцатилетняя девушка – немка, при которой оказались планы всех мостов и дорог, ведущих в Париж. Германский шпион, переодетый в английский военный мундир, арестованный тогда же, расстрелян».

 «Наступление наших войск на австрийском фронте. Неприятель отступает. Возвращение русских из Германии».

Продолжение следует…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: