Преступная Организация конокрадов и методы борьбы с ней в Кургане

Из всех преступлений, совершенных в Кургане и его уезде в XIX начале ХХ веков особо многочисленным и опасным было конокрадство.

В «Обзоре экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и города Кургана», опубликованном в 1895 году указывалось: «Главная же характерная преступность по всему Курганскому округу – это конокрадство и продажа краденых лошадей с фальшивыми расписками, и искоренить это зло весьма трудно, благодаря тому, что округ соприкасается с киргизской степью, которая тянется на большие пространства с хищными обитателями».

Курганский округ. н. ХХ в.

Для крестьянина же лошадь была основной тягловой силой в хозяйстве. От ее наличия зависело благополучие хозяина. В Курганском округе, в основном, преобладали лошади «смесь киргизских с русскими, часто встречались и чисто киргизские». Эти породы отличались большой выносливостью, хорошим бегом и малой требовательностью по уходу и содержанию, они использовались в качестве тягловой рабочей силы, для верховой езды и при гужевых перевозках.

Другим необходимым животным в хозяйстве были коровы. Курганские крестьяне, в зависимости от состояния, имели от 3 до 200 коров.

Минимальная стоимость лошади в Курганском округе в начале ХХ века составляла 55-56 рублей, коровы 44-45 рублей, поэтому пропажа этого имущества больно била по благосостоянию крестьянина, порой лишая его последнего.

Конная ярмарка в Кургане. н. ХХ в.

О краже лошадей, равно как и об их нахождении, сообщалось едва ли не в каждой Курганской газете.

Однако, одно дело единичные кражи цыганами, киргизами, ссыльными поселенцами, и совсем другое – хорошо спланированная Организация, при которой лошадей и другой скот крали очень профессионально и продавали далеко за пределы не только Курганского округа, но и всей Тобольской губернии. Конечно, здесь не обходилось без помощи «сильных мира сего». И более всего удивительно, что происходило это в конце XIX века.

Проблема была общенациональной, поэтому в 1880 году Министерство Внутренних Дел России выпустило специальный циркуляр, касавшийся борьбы с конокрадством, в котором говорилось:

 «Конокрадство искони составляло страшный бич нашего сельского быта. Постоянные заботы Правительства о принятии мер к уменьшению этого зла сами по себе свидетельствуют, что зло это существенно препятствует развитию народного благосостояния. Насколько конокрадство глубоко пустило корни в нашей сельской жизни, насколько вреда оно приносит ежегодно сельскому хозяйству, доказывается массой заявлений, какие поступали в Министерство, как от частных лиц, так и от общественных учреждений о необходимости безотлагательного принятия решительных мер к искоренению этого преступления. В настоящем году издан Закон (Указ Правительствующего Сената) от 4 апреля, по коему, дела о краже лошадей, а также рабочего и домашнего скота изъяты из ведения Волостных судов и подчинены разбирательству Мировых. При чем, этим же Законом усилена строгость наказаний, как против виновных в конокрадстве, так в особенности тех, кои занимаются конокрадством в виде промысла. Но, на сколько бы ни были строги карательные законы против конокрадства, они не в состоянии принести особенно существенной пользы, если не будет на местах Организации, способной преследовать это зло по горячим следам».

В 1878 году было положено начало учреждению конно-полицейских урядников для противодействия конокрадству. Так в 1879 году по Тобольской губернии из 35473 украденных лошадей, полицейские урядники отыскали и возвратили хозяевам 13489, т.е. около 40%.

Ситуация осложнялась еще и тем, что в Курганском округе проживало большое количество ссыльных, которые далеко не всегда имели честный заработок и порой промышляли темными делами, чтобы найти себе средства к существованию.

За девять лет с 1885 по 1894 годы за конокрадство были осуждены и посажены в Курганский тюремный замок 1280 ссыльных поселенцев и 430 коренных жителей Курганского округа.

Но, чтобы деятельность чинов полиции по обнаружению и преследованию конокрадов была еще более успешной, необходимо было, чтобы эти чины знали те условия, при которых действовали конокрады и те приемы, которые употреблялись ими для сокрытия следов преступления.

В 1880 году газета «Тобольские губернские ведомости» сообщила очень интересные подробности, касавшиеся Организаций конокрадов: «Так, оказывается, что конокрады имеют особых начальников, свои притоны, размещенные пункты, пристани, перевозы и свои конокрадские тракты, что конокрадная сеть не ограничивается каким-либо определенным местом, что она идет далеко за пределы не только Курганского, или другого уезда, но и всей Тобольской губернии. Как бы последняя обширна не была. Что для сокрытия своих следов у конокрадов существуют особые приемы, а для более удобного сбыта краденых лошадей, есть даже особая Организация».

Становилось очевидным, что при такой постановке дела, борьба с конокрадством для полиции оказывалась задачей весьма трудной, а иногда и не выполнимой. Трудность, в особенности, заключалась в том, что деятельность всякого отдельного чина полиции была ограничена каким – то одним районом и потому полицейские силы действовали разрозненно, тогда как конокрады, организуя свой преступный промысел, действовали всегда соединенными силами, зачастую, применяя оружие. Поэтому, для ведения более успешной борьбы с конокрадством, полиции, прежде всего, надо было озаботиться обнаружением притонов конокрадов, их разменных пунктов, а также путей перевода краденых лошадей. Все, как в ХХ веке с угоном автомобилей.

«Хотя, конечно, – писала далее газета, открыть только Организацию общественного зла еще далеко не значит уничтожить само зло. Есть еще одно обстоятельство, которое облегчает конокрадам достижение цели. Обстоятельство это заключается в беспечности, с которой наше крестьянство относится к пастьбе скота. Иногда животные выпускаются на пастьбу безо всякого присмотра, а нередко целые стада скота и табуны лошадей поручаются надзору мальчиков – пастухов».

И, действительно, все крестьянские поселения Курганского округа огораживались особой изгородью, такая территория называлась поскотиной. В поскотине скот пасся без надзора пастуха. Поэтому, преступникам не составляло особого труда украсть лошадь, или корову.

Курганский округ. н. ХХ в.

Новым Законом населению указывалось на необходимость, помимо Правительственных мер по борьбе с конокрадством, устанавливать более бдительный надзор за своими лошадьми и рабочим скотом. Полиции же предписывалось иметь постоянное и неослабное наблюдение за лицами, живущими в городе и уезде и слывущими за конокрадов, или заподозренных в этих преступлениях.

Борьба с конокрадством не закончилась и с приходом советской власти, но особенно она усилилась в 1920-х – 1930–х годах ХХ века.

Фото превью с сайта gusiyabloni.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: