Легендарному курганскому машинисту не вручили награду

5 ноября 1943 года несколько зауральских железнодорожников за свой самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны получили высокие награды Родины, но среди них не было фамилии Утюмов, хотя этот человек заслужил высокую награду по праву.

В 1943 году газета «Красный Курган» писала: «Через станцию Курган день и ночь идут поезда. Передовые машинисты ведут их на больших скоростях. У всех одна мысль – помощь фронту, Красной армии. Много в Кургане хороших, опытных машинистов, людей любящих свою Родину. Но, среди них, по праву, выделяется молодой машинист Александр Утюмов. Еще сравнительно недавно его знали только в депо Курган, теперь имя машиниста – отличника, гремит по всей Южно – Уральской железной дороге. Александр Михайлович Утюмов – не просто машинист. Он – руководитель колонны паровозов, имени Государственного Комитета Обороны СССР. Таких колонн на Южно – Уральской железной дороге несколько, но, вот уже три месяца подряд Утюмовская колонна занимает первое место и держит переходящее Красное Знамя железной дороги. В колонну с самого начала принимались только такие машинисты, их помощники и кочегары, которые не боятся трудностей. Смелые, волевые люди, упорные и настойчивые в труде объединились вокруг коммуниста Утюмова. Сам вожак колонны – простой русский человек, также отличается неиссякаемой инициативой». Такие статьи регулярно появлялись в курганских газетах в годы Великой Отечественной войны.

А.М. Утюмов (в центре) с машинистами колонны имени Государственного Комитета Обороны. 1943 г.

Колонна А.М. Утюмова была создана летом 1942 года. Вначале в нее вошли только три паровоза. Затем вступили молодые машинисты: Кузнецов, Бородин и Евтушенко.  К 1943 году в колонне было уже шесть паровозов.

Лучшие машинисты депо Курган считали за честь попасть в паровозную колонну, руководимую Утюмовым. Но, попасть было не так просто, в колонну принимались люди проверенные, только такие паровозники, которые работали безупречно, отдавали себя работе целиком. Через несколько месяцев в колонну были приняты машинисты Коломиец и Беклемищев. Машинист Коломиец – орденоносец, а Беклемищев за одну только зиму 1942 – 1943 годов получил шесть благодарностей и пять денежных премий, две – от НКПС и три – от Управления дороги.

Девиз, под которым работали машинисты – утюмовцы: «Работать так, как сражаются бойцы на фронте! Отдавать все силы, всю энергию в помощь фронту!»

Колонна имени Государственного Комитета Обороны СССР старшего машиниста Утюмова водила поезда на высоких скоростях. В 1943 году тяжеловесы, проведенные колонной, перевезли сверх плана на 116.263 тонн грузов. Колонна имени Кагановича старшего машиниста, Героя Социалистического Труда И. П. Блинова перевезла сверх плана 104.880 тонн груза.

Паровозная колонна Утюмова, включившись во Всесоюзное социалистическое соревнование на протяжении нескольких лет боролась за первенство в соревновании с паровозной колонной старшего машиниста И.П. Блинова. Машинисты колонны Утюмова провели 18 тяжеловесов. Сам Утюмов в январе 1943 года перевыполнил техническую скорость на 1,5 километра, провел 3 тяжеловеса, сэкономил 11 тонн топлива. За безаварийную работу в 1942 году А. Утюмов получил Наркомовскую премию, а за проведение в январе особо важных грузов два раза получал премии по месячному окладу.

И.П. Блинов. Герой Социалистического Труда. Старший машинист депо станции Курган. 1944 г.

Именно Утюмов предложил возродить «кольцевую езду», он первый в Курганском депо, экономя уголь, стал откладывать его в фонд Верховного Главнокомандования.

Что представляла собой «кольцевая езда»? Например, пришел из Макушино поезд с грузом, паровоз в Кургане не отцеплялся, а шел дальше – на Шумиху или Шадринск. Менялась только паровозная бригада. Таким образом, оборот паровоза увеличивался и улучшалось использование его, как тягловой силы. Это называлось «кольцевая езда».

Газета «Красный Курган» писала: «Первым по кольцу пошел паровоз Утюмова, а теперь все курганские паровозники применяют кольцевую езду. Уголь, как зимний запас топлива, первым стал откладывать Утюмов. Теперь десятки машинистов делают то же, экономя тысячи тонн «черного золота».

О человеческих качествах Александра Утюмова – мудрости, смекалке, организаторских способностях, умении всегда прийти на выручку говорили много:

В январе 1943 года газета «Красный Курган» сообщала: «На Урале морозы доходят до 55 градусов. Сильные туманы. На паровозе – машинист депо Курган – Александр Утюмов. Машинист ведет важный поезд по Шадринскому участку, где некоторые паровозники спасовали перед зимней стихией. Трудно вести поезд в густом тумане, в сильнейший мороз. Но вся бригада Утюмова на боевом посту. В топке – хороший огонь. В котле – полное давление пара. Вся машина под тщательным наблюдением. В Шадринск Утюмов доставил поезд раньше расписания, сэкономил много топлива. Обратно повел поезд в 120 осей, к которому в пути прицепили еще 80. Мороз не ослабевал, но Утюмов вел поезд и прибыл в Курган строго по расписанию. Так по – кривоносовски работает в дни Отечественной войны коммунист Утюмов. Он водит тяжеловесные поезда в любых условиях по кольцу, без набора воды. Поднимитесь в будку локомотива, который вверен Утюмову и его напарнику Котунову. Вы увидите: на паровозе абсолютная чистота, все блестит. У других на паровозе – холодно, здесь же тепло и даже уютно и морозы не страшны».

А, вот, какой случай произошел 9 февраля 1943 года: «Невнимательный машинист Шадринского депо только на станции Твердыш обнаружил неисправность своего паровоза. Вести дальше состав было невозможно. Важный состав застрял в пути, и, казалось не было никакой возможности продвинуть его дальше. В это время на станции остановился очередной поезд.

– Возьмите, пожалуйста, состав, – обратился диспетчер к машинисту паровоза. На протяжении этого дня диспетчеру приходилось несколько раз просить машинистов о помощи.

– Зимнее время. Тяжело. Не могу, – были почти стандартные ответы машинистов. Такой ответ диспетчер думал услышать и сейчас. Но, он ошибся.

– Даю согласие. Довезу, – услышал он.

Машинист Утюмов прицепил к своему составу второй состав, составленный шадринским машинистом, и благополучно привез его в Шадринск.

Утюмов отлично водил поезда в самые сильные морозы и получил за это благодарность от НКПС и денежную премию. Имя Александра Утюмова было первым занесено в книгу Почета политотдела Курганского отделения железной дороги. Простой, скромный человек, Утюмов не только был образцовым машинистом. Он проявил себя еще, как прекрасный организатор и руководитель колонны паровозов, носящей почетное имя Государственного Комитета Обороны.

«На станции стоят поезда, – писала газета, готовые к отправлению. Утюмов сегодня сам не едет, но идет к поездам и проверяет. Все ли в порядке на паровозах его колонны, дает деловые указания, напоминает, как легче вести тяжеловесный поезд в 4-5 тысяч тонн, как на ходу продувать котел, как лучше отапливать паровоз. Чтобы меньше расходовалось угля, как использовать отходы топлива – шлак, изгарь, опилки. Утюмов требователен к другим, но, прежде всего, он требователен к самому себе. Строжайшая сознательная дисциплина, слаженность в работе обеспечивают успех паровозной колонны имени ГКО, успех утюмовцев, которые водят тяжеловесные поезда без дополнительного набора воды, строго по расписанию. Все паровозы их утеплены, им не страшна суровая уральская зима, они не боятся морозов и буранов. Утюмовцы выполняют и до конца выполняют свой долг перед Родиной».

А сколько раз ему приходилось вступаться за провинившихся машинистов.

Курганские железнодорожники, доставившие новогодние подарки бойцам на фронт 1942г.

 Глядя на руководителя, также самоотверженно работали и остальные бригады всех восьми паровозов этой колонны.

«В первых рядах среди машинистов идет колонна паровозов имени Государственного Комитета Обороны старшего машиниста Утюмова. Второй месяц она держит переходящее Красное Знамя Южно – Уральской железной дороги. Колонна добилась 10 процентов экономии топлива. Машинисты товарищи Бут и Мостовщиков сэкономили 60 тонн угля. Утюмовец – машинист Катунов в сентябре провел 10 тяжеловесных составов, перевез сверх плана 13970 тонн груза и сэкономил 26 тонн топлива».

Машинист – утюмовец Михаила Федорович Кузнецов за 4 месяца 1943 года провел около 50 тяжеловесных поездов. 17 апреля он провел сдвоенный состав, перекрыв при этом, на 7 километров техническую скорость и сэкономив 7077 килограммов угля. 18 апреля был проведен поезд по кольцу с такой же превышенной технической скоростью и экономией 5 тонн угля. За 25 дней апреля 1943 года колонна имени Государственного Комитета Обороны, возглавляемая Александром Утюмовым, перевыполнила техническую скорость в среднем на 4 километра, довела среднесуточный пробег паровоза до 425,6 километра, перевезла сверх нормы 109311 тонн грузов и сэкономила 348 тонн топлива.

Все члены паровозных бригад своими силами ремонтировали свои паровозы на промывке, осваивали слесарное мастерство, машинисты и их помощники имели квалификацию слесаря не ниже пятого разряда. И так самоотверженно утюмовцы трудились все годы Великой Отечественной войны.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот»: Народному Комиссару Путей Сообщения Кагановичу Л.М., заместителю Народного Комиссара Путей Сообщения Арутюнову Б.Н., Начальнику Северо-Донецкой железной дороги Кривоносу П.Ф., паровозному машинисту депо Курган Блинову И.П. и другим. Всего 127 человек. Но, среди награжденных не было фамилии А. М. Утюмов.

Получить заслуженную высокую награду Родины ему помешало его благородное происхождение.

Фото превью: Андрей Моисеенков / agtf.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: