Квест как бизнес: о курганских квеструмах и подводных камнях

Квест как бизнес: курганские квеструмы и подводные камни

Сегодня модно быть успешным – иметь корочки о прослушивании каких-нибудь курсов, держать в загашнике пару-тройку стартапов, сочинить взрывной бизнес-план и даже начать копить на него деньги. Наименьший путь сопротивления – начать предлагать потребителю что-то ему привычное, но невероятно улучшенное. Речь пойдет о квестовом бизнесе, так активно развивающемся в Кургане – о сложностях, прибыли и конкуренции.

На сегодняшний день в Кургане насчитывается восемь квест-центров – есть те, кто в этом бизнесе уже профессионалы по местным меркам, есть и те, кто открыли свою первую локацию буквально два месяца назад. Квестовая волна в городе началась еще в 2014 и первооткрывателями были товарищи, подарившие городу «Тайны Гоголя». Ажиотаж и спрос были невероятными – все как один проходили локацию «Заключение» и фотографировались в атмосферным шапках-ушанках на фоне тюремной решетки. О том, что подобное развлечение в городе должно быть, Илья Полянский, бывший совладелец первых квестов в Кургане, понял после прохождения нескольких локаций в Екатеринбурге.

– Побывал там сам, свозил друзей, подумали и решили – надо пробовать. Изначально не было никакого видения, как это должно выглядеть – не знали ни цифр, ни концепции, ни места. Конечно, осозновали, что мы открываем бизнес, но четкого понимания, как его вести, не было ни у кого. Плюс еще очень долго мы подготавливали аудиторию – рассказывали горожанам, о том что это круто и это стоит попробовать. В итоге тема зашла, люди стали приходить, мы, соответственно, стали зарабатывать. Потом не только мы – конкуренты подхватили волну, отстроили комнаты и уже за счет нашей проведенной популяризации тоже начали зарабатывать. Честно, поднять на этом деньги можно, но не много.

Тайны Гоголя // Карантин

Поняв, что тема квестов зашла у горожан на «ура» те самые молодые и предприимчивые люди, которые прошли все курсы местного бизнес-инкубатора вдоль и поперек, начинают действовать. «Выход из комнаты», «Легенды», «На Грани» – эти ребята вовремя поймали момент. Им – бизнес, людям – новое развлечение. Только вот бизнес такой оказался больше не инструментом зарабатывания денег, а скорее способом реализации личного творческого потенциала.

В среднем, стоимость квеста варьируется от 1500 до 2500 рублей – в зависимости от дня недели, времени и присутствия дополнительных персонажей в игре. А открыть одну локацию (качественную в плане оформления, технической составляющей и актерского сопровождения) обходится в 100-300 тысяч рублей. По словам Антона Колташова, рулевого квест-центра «Легенды», о доходах говорить сегодня не хочется.

– Я думаю, что мы действительно открылись в нужное время, но это никак не связано с бизнесом и зарабатыванием денег на людях – это просто совпадения, что мы сходили в квест первый раз и были настолько впечатлены, что решили открыть свой. Непосредственным заработком этот проект для меня не является – все же это больше хобби, тем более, что практически всю выручку мы вкладываем в новые локации.

Легенды // Безумие

Возможно, из-за того, что ожидания и надежды некоторых владельцев квеструмов не оправдались, как и их вложенный капитал, они покинули это поприще разоренными. С виду занятный бизнес выглядит идеальным – вкинул деньги единожды на открытие первой локации и собирай себе прибыль, тратясь лишь на оплату коммунальных счетов. Но проблема в том, что пока локация окупится, она уже надоест горожанам и ты разве что выйдешь «в ноль» по затратам, и то не факт. Что делать? Строить новую. И так по замкнутому кругу. Курганский посетитель квестов уже избалован техничностью «Тайн Гоголя», страхом и топорами «Выхода из комнаты», продуманностью интерьеров и историй «На Грани» и научным подходом «Бункера». Открывая новый квест-центр в Кургане, нужно иметь невероятно крутую идею. Как по мне, именно с этим пунктом прогадали ребята-новички из квестов «Сундук Мертвеца», открывшие свою первую локацию несколько месяцев назад. Сразу видно, что проект заточен под зарабатывание денег, потому что над его разработкой особо не парились, а, очевидно, рассчитывали на человеческий интерес к новой комнате. Да, интересно – пираты, вино, карты и компасы (тезисно о квесте). Но не эпично ни разу – технических штук нет, сюжетные решения элементарные, актер в квесте бесполезен и присутствует там только потому, что это сейчас модно в квестовой индустрии. Подобные проекты, например, «Puzzle House» с наискучнейшей локацией, с треском проваливались. Не хотелось бы нагнетать, но это уже можно назвать тенденцией.

На грани // Хижина маньяка

Подтверждает мои размышления и Алексей Бойко, главный разработчик и реализатор, если так можно выразиться, квест-центра «BUNKER QUEST».

– Локации дешевле 250 -300 тысяч рублей не получаются. Сюда входит и ремонт помещений необходимых для функционирования квеста (туалеты, холлы, операторские и т.п.). На комнату уходит основная часть средств. Так как оборудование используется зарубежное, то и стоит оно на новый курс не мало. А кроме этого не стоит забывать о сети, звуке, свете, постройке стен, антураже, спецэффектах. Принесла ли единственная локация выручки где-то в районе вложений? – да. Заработали ли мы что-то? – нет.

Бункер // Апокалипсис

Причем каждый из владельцев квестов понимает причину отсутствия желаемого дохода – долгое строительство новых, более крутых локаций. Чтобы привлечь посетителя, нужно соорудить что-то такое, чего еще не было – на это уходят долгие месяцы, а в условиях такой конкуренции нужно стараться и торопиться вдвойне. В итоге мы получаем по истине увлекательный бизнес – интересный, развивающийся сам и развивающий способности владельцев, но со своей первоначальной функцией – принесения прибыли, не справляющийся. Логичный вопрос – зачем тратить ресурсы, а это не только деньги, но еще силы и время, надело, которое не приносит выгоды? Все квест-бизнесмены локального уровня в голос твердят – это стало любимым делом, нашим детищем, как его бросить и подобное в этом духе. Выходит, что квест как бизнес – кампания, заведомо обреченная на провал, если позиционировать ее исключительно как источник дохода. Видимо, посетитель чувствует отношение и подход, а в нашем маленьком городе стоит налажать раз – и слух разойдется за пару недель. Удивительно, но все эти бородатые мужчины, которые придумывают извращенские задания и разрабатывают сумасшедшие тематики, просто увлечены любимым делом. Кто-то кальянные открывает, кто-то ларьки с шавермой, а кто-то вот находит себя в создании испытаний для людей.

Выход из комнаты // Полицейский участок

Деньги разные бывают, как и способы их заработать. Есть спрос – есть предложение, а из этого извлечь выгоду – головная боль предпринимателей. Если мне предложат действительно крутой продукт, я не против, чтобы на мне зарабатывали!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: