Курганская почта готова отправить даже пчёл

Сейчас трудно себе представить время, когда связь между городами и другими населенными пунктами России была большой проблемой. Когда не было телефонных аппаратов, а почтовую корреспонденцию ждали неделями, а иногда и месяцами.

Первая почтовая станция в Кургане появилась в 1799 году. Тогда же был открыт и первый почтовый тракт от Кургана до Ялуторовска. Вся корреспонденция принималась «непременно каждой недели в четверг, дабы в следующую пятницу по утру почта могла быть отправлена без промедления, иначе же и особливо в день отправления почты, ниоткуда конвертов и ни от кого писем принимаемо не будет».

В 1843 году был открыт почтовый тракт между Курганом и крепостью Пресногорьковской. «По вновь учрежденному между Курганом и крепостью Пресногорьковской почтовому тракту первоначальное отправление почты на сей новый тракт с 4 декабря 1843 года, в субботу и набор простой и денежной корреспонденции будет в тот же день с утра и до 12 часов пополудни».

В начале 1860-х годов открылись тракты на Ишим и Челябинск. Вся ответственность за содержание почтовой гоньбы до границ курганского округа лежала на курганском земском исправнике и управляющем курганской почтовой конторой.

В 1895 году сообщалось о приеме и выдаче корреспонденции на 7 станциях Западно-Сибирской железной дороги. Станции находились друг от друга от 7 до 35 верст.

Почта ходила строго по расписанию и к определенному часу на почтовой станции всегда имелись готовые лошади и повозки. Перекладка почты из одной повозки в другую длилась не более 10 минут, если происходила заминка, то содержатель станции платил штраф. Доставка почты строго регламентировалась, а утрата ее строго наказывалась. К ямщикам предъявлялись очень жесткие требования. На каждой станции было по два ямщика, то есть для каждой пары лошадей. Это должны были быть крепкие мужчины от 18 до 40 лет, которые были опрятно одеты, всегда трезвы, ответственны, внимательны. Во время езды им даже запрещалось курить. Для жалоб на ямщиков у станционных смотрителей имелись книги, которые регулярно доставлялись в почтовую контору.

После проведения железной дороги почта из Центральной России доставлялась прямо в Курган и отправлялась ежедневно, поэтому отправлять и получать корреспонденцию стало гораздо проще. В 1894 году почта из Петербурга в Курган доходила за 10 дней.

В 1905 году Главное управление почты и телеграфов предложило начальникам почтово – телеграфных округов широко оповестить граждан о правилах приема служащих на почту и телеграф. «На почтово-телеграфную службу принимаются лица, окончившие мужское высшее начальное училище, или 4 класса среднего учебного заведения, женщины, окончившие средние учебные заведения не ниже 4 классов».

Принятые на службу, по прошествии 3-4 месяцев, назначенных для изучения своих обязанностей могли быть назначены на должности. На работу принимались лица не моложе 17 лет, женщины – не старше 30 лет – незамужние, бездетные, вдовы.

Для пересылки принималась различная корреспонденция, но по особым правилам. Вот некоторые из правил отправления и приема почтовой корреспонденции по России, и в особенности, по Сибири, опубликованные в книге «Адрес – календарь и справочная книга Торгово – промышленных фирм города Кургана и его уезда Тобольской губернии», выпущенной в 1909 году:

 «Образцы товаров можно пересылать в мешках, коробках, ящиках в подвижных оболочках. Семена, пересылаемые в качестве образца, допускаются к пересылке в самом ограниченном количестве, так, чтобы они не могли быть приняты за товарное отправление».

Вес корреспонденции был ограничен. «Вес закрытого письма местного – 1 фунт, закрытого письма инородного – 5 фунтов. Ценного пакета, подаваемого открытым – 20 фунтов. Денежного пакета не в кожаном узле – 20 фунтов, денежного пакета в кожаном узле – 60 фунтов. Посылка в Финляндию, в места, лежащие при линии железной дороги – 48 фунтов, посылки во все прочие места Финляндии – 24 фунта. Посылки во все прочие местности России и за границу – 120 фунтов».

Денежные пакеты предназначались для пересылки кредитных билетов, звонкой монеты, процентных бумаг, купонов, талонов к ним, а также гербовой и вексельной бумаги, документов и т.д.

Денежные узлы использовались исключительно для пересылки в них русской звонкой монеты, ничего другого пересылать в них не разрешалось.

В закрытых конвертах, кроме писем могли быть пересылаемы разного рода документы, гербовые и почтовые марки и прочее, за исключением русских денег.

Каждая частная посылка (ценная или без цены) или узел подавались на почту при отдельном сопроводительном адресе, на бланке, установленной формы, с отрезным купоном. Бланки сопроводительных адресов устанавливались двух цветов: белые – для посылок без цены и розовые – для ценных посылок и узлов. На оборотной стороне отрезного купона могло быть написано письмо от отправителя к получателю. Если подаватель посылки, или узла, встречал затруднения в составлении сопроводительного адреса (большое количество населения было неграмотным), то по его заявлению, бланк заполнялся почтовым приемщиком, в этом случае, никаких письменных сообщений получателю на отрезном купоне не принималось.

Бланки сопроводительных адресов изготовлялись почтово-телеграфным ведомством и продавались во всех почтовых и почтово-телеграфных учреждениях по 1 копейке за 2 бланка. Все причитающиеся за посылку почтовые сборы: весовой, страховой, за расписку, комиссионный, за доставку на дом, за сургуч и другие материалы, употребляемые для закупорки посылок и узлов, уплачивались почтовыми марками. Марки наклеивались или самим подавателем письма, или почтовым приемщиком на сопроводительном адресе.

Почтово – телеграфное ведомство несло ответственность только за ту почтовую корреспонденцию, которая была тщательно закрыта, но не отвечала ни за какой вред, причиненный вложению посылок, вследствие непрочной их заделки, поэтому посылка должна была закрываться, как можно прочнее.

В посылках воспрещалось пересылать горючие, едкие и легко воспламеняющиеся вещества, а также табачные изделия, деньги, имевшие обращение в империи и закрытые письма.

Отдельные правила существовали для пересылки пчел:

«Живые пчелы могут быть пересылаемы в посылках без цены в прочных деревянных, или металлических ящиках с отверстиями для воздуха. Такие посылки принимаются лишь для перевозки по железным дорогам и на пароходах».

Перевод денег по почте и телеграфу почтово-телеграфными учреждениями производился только в те местности, где имелись казначейства или приходно-расходные кассы Министерства финансов. Наибольший размер суммы каждого перевода был ограничен 500 – ми рублями.

За пересылку денежных и ценных пакетов при пересылке внутри империи платили по 7 копеек с лота, при отправлении за границу – с каждых 15 граммов по 10 копеек.

За доставку на дом денежных и ценных пакетов при выдаче с адресатов взыскивалось по 10 копеек за каждый пакет.

Личность адресата, являвшегося в учреждение за получением корреспонденции, считалась удостоверенной, если им предъявлялся вид на жительство, или равный ему документ. Подпись руки на повестке считалась удостоверенной, если при повестке был предъявлен вид на жительство подписавшего, не зависимо от того, предъявлялся ли он самим владельцем, или его доверенным лицом. Правила об удостоверении личности, не должны были применяться лишь в том случае, если адресаты не могли или не желали предъявить вида на жительство. Кроме этого отменялись некоторые действовавшие ранее правила, как, например:

«Действующие ныне правила о выдаче корреспонденции только по паспортам, заявленным в местной полиции, отменяются. Предъявления паспорта, или удостоверения личности не должно требовать, если данное лицо, или подпись его руки известны почтовому учреждению, отнюдь не затрудняя публику излишними формальностями».

Также, с 5 января 1905 года, в виду чрезвычайного обременения почтовых вагонов посылочным грузом, пересылаемым по направлению к Сибири, за посылки весом свыше 12 фунтов, в виде временной меры, была введена повышенная посылочная такса. А вес посылок, следующих из Европейской России в Сибирь (Западную и Восточную) ограничился одним пудом.

В 1919 году газета «Курганская свободная мысль» писала: «Из 53 почтовых отделений, подведомственных Курганской почтово-телеграфной конторе два отделения были закрыты и предложено закрыть еще четыре отделения – Плотниковское, Башкирское, Чинеевское и Чесноковское. Эти отделения при доходе 3.119 рублей 66 копеек в прошлом году дали расходы 55.659 руб., 95 копеек».

Однако, в первые советские годы возникла необходимость не только открыть прежде закрытые почтовые отделения, но и создать новые.

В 1936 году в Кургане вышло Постановление Президиума Курганского РИКа, в котором говорилось: «В осуществление Постановления СНК СССР от 23 мая 1936 года, Президиум Курганского РИКа считает необходимым открытие вновь в Курганском районе 6 почтовых отделений и 9 агентств связи. Обязать председателей сельсоветов предоставить для почтовых отделений связи, безвозмездно, вполне пригодные изолированные помещения». В 1943 году Областное управление связи имело в городе Кургане: 22 доставочных участка, 33 почтовых ящика, 1 почтовую станцию, 8 лошадей, из них 5 – на перевозке почты, 5 автомобилей, из них 2 – на перевозке почты. Доставка почты производилась три раза в день.

Но это уже другая история.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: