В чем "Сила Урала"? О предпринимательских традициях региона

В чем «Сила Урала»? О предпринимательских традициях региона

Не совсем верно, когда мы, говоря о межрегиональных связях областей Уральского федерального округа, останавливаемся на территориальном разделении труда, на кооперации производства, на размещении и миграционных процессах производительных сил, на развитии транспортной сети… Интеграция экономик и культурного пространства здесь имеют более глубокие корни, они предопределены историей этого региона.

Мне часто приходится путешествовать по Уралу. Конечно, географический фактор – Уральские горы и знаковые водные артерии региона – Чусовая, Исеть, Серги, Тобол и другие реки, соединяет не только природными условиями, но и характером распределения исторически сложившихся производств, вносит определенную логику в возникновение, расцвет и увядание населенных пунктов. Но куда бы я не приезжал, по каким бы улицам наших уральских городов не ходил, везде меня не покидало чувство глубокого единения судьбы региона, гордость за его великое прошлое…

Сила ради торговли…

Существующие параллели провести не сложно. Присоединение к России новых Уральских и Сибирских земель, силами казачества, включение коренных народов в российскую государственность проходило под флагом развития торговли… Российское государство разрасталось в ширь по чайному торговому пути, ассимилируя местные традиции, привнося в регион европейские государственную и культурную традиции… Как не обратить внимание на схожесть становления и геополитического значения острогов, которые возникают в этих краях практически одновременно: Курганский, Обдорский  и другие… Остроги выполняли не только военные задачи, являясь укрепрайонами, но и становились местом развития торговли, перерастая свое прямое назначение – охрана государственности.

Как не обратить внимание на три жемчужины Урала – Тобольский, Верхотурский и Далматовский кремль, которые выполняя утилитарные функции по развитию православия в регионе, становились административными и торговыми центрами. Оборонительные сооружения, строившееся для защиты от возможных нападений местных коренных народов, так и не были ни разу использованы по прямому назначению. Конечно, исключение составляет Далматовский монастырь, который перенес осаду, но не восставшего местного населения, а казаков под предводительством Пугачева.

Тобольск. Гостинный двор

Торговля – двигатель прогресса

Нельзя не заметить, что процесс освоения уральских и сибирских земель проходил на фоне сословной реформы. И дело не в изменении традиционного разделения на дворянство, духовенство и третье сословие, в которое входило купечество, а на то отношение, которое государство демонстрировало полупривелигированному сословию торговых людей. Гильдейская реформа 1775 года, закрепляла новую роль купечества не только как торгового сословия, а как сословия фабрикантов и заводчиков, а реформа 1785 года (Жалованная грамота городам) провозглашала монополию купечества на ведение торговли в городских поселениях. Получение значительных привилегий, явилось итогом возрастания роли купечества в экономике Российской империи, в том числе заложенного на Урале. Как не упомянуть знаковый купеческий род Демидовых, который с начала XYIII  века буквально вдохнул новую жизнь в колоссальные территории, строя заводы, создавая города и осваивая природные богатства региона. Но не только заводчиками такого масштаба славен Урал. Масштабы территориального развития и влияния Урала на российскую экономику не раз становились предметом исторических исследований. Гигантский пласт наследия прошлого хранится в облике наших городов: усадьбы купцов, здания заводов, фабрик, торговые галереи и ряды. Каждый уральский город (от Кургана до Верхотурья, от Ишима до Тобольска, от Ирбита до Ялуторовска) может поведать историю не одного, а десятков семей внесших значительный вклад в развитие как сельского хозяйства и переработки его продуктов, как горного дела и освоения природных ресурсов, так и культуры… Многие музеи и театры, библиотеки и учебные заведения обязаны своим возникновением не столько государственным усилиям, а радению купечества.

Один из залов Музея сибирского предпринимательства. Тобольский историко-архитектурный заповедник

Урал был единым торговым пространством, где успешно действовали крупнейшие российские ярмарки, аукционы и биржи. И здесь только одно упоминание ярмарок приводит в трепет: Ирбитская, Шадринская… Второе и третье место по товарообороту в России ими занимались не всегда. До царского покровительства Нижегородской ярмарке и возведению, по распоряжению Александра I, в Нижнем Новгороде  крупнейшего торгового двора (1817 год), торговым центром России по праву считался Урал, где сходились товаропотоки с востока, запада, севера и юга. Именно Ирбит до распоряжения Совнаркома, до 1931 года, являлся  центром аукционной продажи пушнины. Перенос аукциона в Северную столицу лишил город как существенных доходов, так и торгового значения. В любом случае, Урал, как опорный край державы, может и должен гордиться своим предпринимательским прошлым, а не только индустриальными достижениями…

Музеефицированные традиции

Практически в каждом уральском историко-краеведческом музее или музейном объединении есть экспозиции или отдельные, самостоятельные выставочные пространства, которые рассказывают об истории предпринимателей. Как тут не упомянуть Музей сибирского предпринимательства, открытый в 2015 году в Тобольском историко-архитектурном заповеднике, как не вспомнить единственную в Зауралье сохранившуюся купеческую усадьбу Березиных, в которой размещается подразделение Курганского областного краеведческого музея Музей истории города Кургана… Перечислять похожие объекты можно бесконечно, переходя от одного города к другому… Восстановление ярмарочных традиций также стало уже прижившейся практикой регионов…

Собрать воедино историю предпринимательства Большого Урала – такую задачу поставило Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, которое при поддержке Правительства Курганской области, в рамках специализированной туристической выставки-ярмарки «Индустрия свободного времени», 23 сентября 2016 года планирует проведение Круглого стола «Уральское купечество, как объект туристического показа: единство территорий и предпринимательского сословия Большого Урала». На круглый стол приглашены не только специалисты туристического бизнеса, но и, а это важно, представители музейного  сообщества, которые не только расскажут о действующих объектах показа, но и презентуют сложившиеся практики популяризации традиций и истории купечества. Организаторы круглого стола, направляя приглашения в музеи Большого Урала, в большей степени исходили из доступных для них сведений о наличие в музеях экспозиций о предпринимателях, конечно, эти сведения далеко неполны. И здесь важно, насколько активно музейное сообщество само присоединится к  к этой работе… Отсутствие полученного адресного письма от  Организаторов далеко не повод музеям не обратить внимание на возможность участия в этом мероприятии. Заявки на участие в Круглом столе принимаются по электронной почте zaural_turizm@mail.ru (копия – tatiana.vasileva71@mail.ru), телефоны для уточнения вопросов, связанных с участием в мероприятии – 8(3522) 46-32-70 (Екатерина Чернова), 8(912) 575-40-90 (Татьяна Васильева).

Именно музеи смогут восстановить историческую справедливость, показав в чем «Сила Урала». Она – в его предпринимательстве и его вековых традициях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: