Бандитская группировка «Амба» терроризирует Куртамыш

Драматическая история, со всеми характерными детективными подробностями развернулась в конце 1920-х годов ХХ века в населенном пункте Куртамыш, входившем в то время в Уральскую область, ныне районный центр Курганской области. Несколько дерзких нападений на учащихся Куртамышской школы II ступени, нераскрытые кражи личного имущества и другие преступления происходили одно за другим. Дело осложнялось тем, что преступники, отправляясь совершать очередное преступления, одевали черные маски.

Много времени потребовалось активистам и милиции, чтобы поймать бандитов, которые оказались учащимися местной школы. Первоначально, поводом к созданию преступной группы,  послужила развернутая учащимися комсомольцами борьба за единую трудовую школу. Эта борьба проходила при яростном  сопротивлении социально враждебных групп учащихся. Лозунг пролетаризации состава учащихся школы  был  поставлен в 1927 году и последовательно проводился в 19281929 учебных годах. Инициатором и руководителем в деле оздоровления школы была комсомольская ячейка. Борьба с антиреволюционным элементом шла по всем фронтам: в быту, в аудиториях, на улицах и в кружках, комсомольцы везде разоблачали и вытравливали идеологическое влияние чуждых элементов. В результате проводимой ими  работы, ряд учащихся был исключен из школы, а другим при распространении займа индустриализации увеличили взнос за коллективную подписку в два раза. Разумеется, это коробило чувства зажиточных учащихся.

Куртамыш. н. ХХ в.

И, вот, в начале нового учебного года создается контр – организация «самозащиты» от комсомольцев под названием «Амба». Сущность ее программы  – месть комсомольцам и революционно настроенным гражданам за их прямую классовую политику.

«Уж, очень умен этот Астафьев! Из-за него в прошлом году меня и многих других исключили из школы – надо его проучить и «стукнуть»!» – так заявил атаман «Амбы» некий Чечнев. Под словом «стукнуть» подразумевалось не просто нанесение побоев, а именно уничтожение человека.

В начале октября вечером произошло нападение группы в черных масках на двух комсомольцев, выходивших из клуба.

25 октября комсомолец Астафьев возвращался с заседания комсомольской ячейки поздно вечером домой, у крыльца он столкнулся с двумя подкарауливающими его «черными масками», которые набросились на него с целью «стукнуть». Но, не удалось, Астафьев успел убежать.

В следующую ночь 26 октября организуется покушение на другого активиста – комсомольца Кузнецова. Банде удалось среди пустой базарной площади схватить Кузнецова, после чего  участник «Амбы» Третьяков, сын кулака нанес ему остроконечным молотком несколько ударов  по голове. Лишь благодаря подоспевшему на крик комсомольцу, Кузнецов был спасен, получив опасные ранения в височную область.

В следующий раз, комсомольцы, будучи предупреждены о готовящемся покушении, приняли все меры для предотвращения столкновения с бандитами.

Благодаря случайно спасшемуся Кузнецову, шайка молодых налетчиков, была немедленно задержана и вынуждена была признаться. Лишь палач «Амбы» Третьяков, приведенный в школу с окровавленными руками, еще долго и упорно отрицал: «Я ничего не знаю». И это перед лицом своей случайно спасшейся жертвы – Кузнецова.

В бандитскую организацию входили десять учащихся. Одной из главных целей «Амбы» было поголовное вооружение своих членов, планировалось приобрести: финские ножи, револьверы, берданки, кастеты и прочее. Для этого нужны были деньги. Атаман Чечнев подал идею – ограбить почтовое отделение связи, но, вспомнив, что заведующим почты является его отец, тут же выдал другой план.  Вооружившись, подкараулить почту в пути около Куртамыша. Остановив почтальонов, он по знакомству попросит их закурить, а в это время шайка сделает налет и, чтобы не быть опознанными – стукнет…

Куртамыш. Здание почты. н. ХХ в.

Попавший в эту шайку бедняк Гайдуков, бывший подметало церкви, спроектировал кражу из сельской церкви золотого креста и продажи его на местном рынке. Кроме этого, руководители «Амбы» постановили: бить гусей, коз и другую живность, шатающуюся по сельским улицам и, подморозив, сбывать  в контору Госторга. Ответственность по заготовке и сбыту взял на себя подрастающий молодой кулачок Костылев. Он надеялся провести эти операции через своего дядю. Пытаясь первоначально свести дело лишь к простому «ребячеству», «Амбовцы» вместе со своим атаманом вынуждены были признать политическую контр – революционную сущность своей организации.

Какая социальная группа явилась поставщиком сил этой бандитской организации. Это, прежде всего, дети кулацко-зажиточного крестьянства и служащих. Лишь двое – батрак и бедняк попали под влияние этой социальной группировки. Торговец Леванов, молодые кулачки – Третьяков, Костылев и Большаков (последний по надобности в роли шпиона) задавали вместе с атаманом Чечневым тон в «Амбе». Стимулом к борьбе была месть комсомольской организации в лице ее актива. Материалом для организационного оформления и героических подвигов служила авантюристическая, приключенческая литература, как, например, «Золотая голытьба» А. Кожевникова, «Амба» А. Беляева и другие.

Дисциплина «Амбы»: «Кто выдаст – тому смерть». Кто был участником этой шайки по уровню развития. Это, прежде всего ученики старших восьмой и девятой групп школы II ступени – это завтрашние просвещенцы. И, характерно то, что большинство из них по развитию и успеваемости шли в первых рядах. Они были, так сказать, двигателями теоретической мысли во всей учебной работе, что им не мешало, однако, ночами в темных переулках, с ножами за голенищем, подкарауливать комсомольцев. Дисциплина «Амбы» была жесткой: «Кто выдаст – тому смерть», – так заявлял атаман Чечнев своим «оруженосцам». Поэтому, даже некоторые комсомольцы (не говоря уже об обычных школьниках) случайно узнав о существовании «Амбы», не рискнули доложить о ней в милицию и бюро ячейки комсомола. Влияние шайки на остальную школьную молодежь было строго конспиративным и распространялось лишь на 5-8 человек из общей массы 412 учащихся. Факт организации «Амбы» – этой атамановщины и бандитизма в советской школе ознаменовал недостатки в школах Курганского округа. Помимо наличия борьбы классово-враждебных группировок, это означало:

Слабость воспитательной работы школы вообще и общественно-политической в особенности. Это означало, что родители почти не интересовались тем, как растет их ребенок, чем он занимается. И, наконец, это означало, что воспитательная работа в школах I ступени была поставлена из рук вон плохо, между тем, как она направляла учащихся в школы II ступени. Куртамышская общественность в лице общего собрания учащихся школы II ступени и их родителей, педагогов и представителей общественных организаций в количестве более чем 600 человек заклеймила позором шайку молодых бандитов и заострила внимание на проблеме углубления воспитательной работы школы, чтобы дать отпор всяким чуждым идеологическим влияниям.

Куртамыш. 1930- е гг.

Чем же закончилась история «Амбы»? Благодаря тому, что многие из преступных замыслов молодых бандитов не были осуществлены, школьный совет не смог пойти на исключение из школы всей группы «Амба» и ее соучастников. Он исключил из школы только главарей этой шайки, ее идейных вдохновителей: атамана Чечнева, кулаков – Третьякова, Костылева, Большакова и торговца Леванова. Позже некоторые из них были привлечены к уголовной ответственности. Школьному совету тяжело было оставлять и других негодяев в школе, но их сравнительная молодость 151617 лет и не столь большая социальная опасность все же вынудили поставить центральной задачей перевоспитание их в духе социалистического строительства. Газета «Красный Курган» писала: «Но, это не снимает задачи дальнейшего систематического оздоровления школы: нужно продезинфицировать социальный состав учащихся, чтобы из советской школы вытравить мелко – буржуазный сор по всему нашему Курганскому округу. Сделали ли районные организации политические выводы из фактов организации банды кулацких сынков? Ведь за этой школьной организацией определенно скрывается лицо борющегося классового врага – кулачества. Что сделано в связи с этим? Неужели только исключили бандитскую шайку из школы II ступени? Неужели куртамышская советская общественность рассматривает факт с этой шайкой, как детские шалости? Мы ждем из Куртамыша определенного и ясного ответа».

Из таких историй всегда нужно делать определенные выводы.

Фото превью: Неизвестный автор / Муромский историко-художественный музей / russiainphoto.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: