Новый остановочный павильон в Кургане. Получилось?

Как известно, в Кургане нет общественного транспорта – его функции выполняют перевозчики картофеля, номинально контролируемые Муниципальным казенным учреждением «Транспортное управление» (руководитель Лев Сомов) и требующие за свои услуги 20, а то и 22 рубля. Зато в Кургане есть остановки для общественного транспорта. Не так давно на одной из главных исторических улиц города – улице Куйбышева – установили новый остановочный павильон. Объект является единственным в своем роде, так как, во-первых, выполнен из стекла, а во-вторых, к его созданию подошли творчески. Реакция населения не заставила себя долго ждать (орфография сохранена):

«Отлично! Главное, что-бы стекла не побили следующей ночью!»

«Старая лучше была, так которая с мозаикой была».

«Мыть надо её почаще, во избежании очередного подтверждения «теории разбитого стекла».

«Я думаю что не пройдет и месяц она будет изрисована баллончиками».

«Мда… Старая конечно продувалась, но что мешало сделать такие же пластиковые прозрачные экраны? А так уничтожили произведение искусства.А восстанавливать как всегда нет денег. Вот и понапихают таких оргстёкольных закутков куда полтора человека в дождь влезет.»

«загадят»

Как выяснилось, следующей ночью стекла не побили и даже не изрисовали баллончиками. Давайте же выясним, что плохого и что хорошего сулит Кургану практика установки подобных павильонов.

Что плохо?

Самым очевидным недостатком нового сооружения оказался, как ни странно, творческий подход: в погоне за популяризацией культурно-исторического наследия города создатели упустили тот факт, что это все-таки остановка общественного транспорта и главным элементом здесь должна быть именно навигация, а остальные концептуальные изыски – уже вторичны.

 

Здесь нет абсолютно никакой информации о том, куда отсюда можно уехать и какая это вообще часть города. На рядом размещенной карте есть метка «Вы находитесь здесь», что дает довольно слабую помощь в ориентировании, так как для гостя города совершенно не ясно – какой участок карты здесь изображен и в какой стороне находится, например, тот же Заозерный, как уехать на Центральный вокзал, где здесь Областная филармония, театр или какой-нибудь музей, и т.д. Ответы на эти вопросы прекрасно известны местным жителям, но вот для туриста кусок карты на стене с зачем-то выделенными  крупными улицами совершенно бесполезен. Однако не стоит в данном случае всех собак спускать на создателей: в Кургане в принципе отсутствует внятная система навигации и единый узнаваемый стиль остановочных павильонов, так что, можно сказать, данное сооружение является одним из наиболее информативных. Вызывает сомнение и вопрос чистоты стекол: будут ли городские службы регулярно очищать их от грязи, наклеек и жвачек? Вообще, здесь еще много мелочей, на которые стоило бы обратить внимание, но они не критичны и мы не будем на них останавливаться.

А что хорошо?

Разумеется, безусловным положительным фактором здесь является все тот же творческий подход с использованием исторической тематики: заскучавшие во время ожидания автобуса пассажиры могут теперь наблюдать виды старого Кургана середины XIX века, что крайне важно для формирования культурно-исторического самосознания жителей, да и полезно для гостей города. Отдельно стоит отметить общую эстетичность павильона, с применением остекления в конструкции и мягких нейтральных цветов. Места для сидения выполнены из дерева и защищены от осадков, что лишь добавляет комфорта.

Кроме всего прочего остановочный павильон оборудован стоком для воды на крыше и двумя урнами, консольно закрепленными на силовой части конструкции. Вообще, при нахождении здесь чувствуется своеобразная щепетильность и осторожность, с которой создатели подошли к делу: пассажир больше не захочет бежать от остановки сломя голову, а сможет спокойно дождаться своего маршрута. Для тех, кому не хватило места, здесь даже предусмотрены удобные поручни:

Надо сказать, что и стекло нельзя считать недостатком, боясь вандалов, которых в провинции, очевидно, всегда переоценивают: вандалы опасны лишь тогда, когда городские власти не следят за своим городом, а потому каждый новый подобный павильон – лишь стимул для более внимательного мониторинга городской среды администрацией и активистами. Просто нужно заменять выбитые или поврежденные стекла в срочном порядке и – самое главное – не отступать: в последствии подобная напористость властей будет с достоинством оценена жителями, что в конце концов сведет вандализм на нет. С другой стороны, вот уже пару недель к стеклам никто и не притрагивался. Не так все плохо, как кажется на первый взгляд! К тому же стекло визуально расширяет пространство, делая небольшой павильон гораздо просторнее.

В итоге

Данный проект по созданию эстетически привлекательного остановочного павильона можно считать успешным. Подобные конструкции необходимо установить на большинстве остановочных пунктов хотя бы исторического центра Кургана, вырабатывая единый стиль.

Разумеется, огромным недостатком является отсутствие навигации, но это, как уже говорилось, проблема общегородского уровня. Продолжаем надеяться, что когда-нибудь Администрация города Кургана придумает единую доступную систему навигации пассажирских перевозок, где, например, каждому направлению или району присвоят свой цвет или иное обозначение, которое затем будет продублировано на остановочном павильоне крупным шрифтом, а каждый такой павильон будет оборудован общей картой города с обозначением всех районов, основных объектов и возможных направлений передвижения из данной точки… В общем, нюансов множество. Также хотелось бы в будущем прийти к рассмотрению вопроса об оборудовании остановочных павильонов уличными обогревателями: данный проект сейчас тормозит во многих городах России, хотя кое-где уже предпринимались попытки его реализации.

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: