Будни российской деревни

Подъем в 6:00 – нужно успеть покормить и выпустить скотину, как здесь ласково зовется всё, что выращивается ради мяса, приготовить завтрак для домашних и до жары поработать в огороде. У бабушек в деревне есть всегда, хотя я, городская, не могу найти себе место, ничего не делая.

Основной контингент деревни N, в которой я провела выходные, – пожилые люди, но в этот раз на улицах (их всего несколько), можно было встретить много молодых лиц. Последние выходные августа и надвигающая дождливая погода вынуждают детей и внуков отложить свои дела и приехать сюда, за 100 км от города, на помощь в сборе урожая. Он, кстати, здесь основной источник пропитания, помимо мяса – , пшеница, картофель, морковь, помидоры, огурцы, зелень – все это круглогодично используется ими в свежем или законсервированном виде. Проживающие в городе родные дают старожилам мотивацию выращивать все больше и больше, чтобы отправить это заботливой посылкой в городской холодильник. А в том, что посылать есть кому, сомнений нет – как в 1998 здесь распался колхоз «Октябрь», который обеспечивал людям работу, так и умерла надежда в молодых головах на беззаботную сельскую жизнь. Сначала уезжали в районный центр, потом смелее – в городской. Сегодня местные жители, как бы грустно не звучало, доживают здесь свой век – со светлой памятью о счастливом колхозе, раздающем дома и перспективы, и с тяжелой старостью, перебиваясь всевозможными способами заработать.

Дом, который построил колхоз

Сдают пшеницу, распродают хозяйственную технику, торгуют между собой продуктами собственного выращивания, типа молока и яиц. Официальных рабочих мест здесь не больше десяти – фельдшер, двое пожарных, продавец в магазине, заведующий клубом и приходящий почтальон. Плюс-минус несколько напросившихся в помощники человек – на одну третью ставки или еще меньше.  Раньше, еще работали в школе, но в 2011 году здесь закрыли и ту – в рамках тенденции объединения маленьких школ, да и учиться было особо некому – по три человека в классе, это не дело. Местные ребятишки, к слову, теперь ездят в соседнее село, где получить образование можно только по 9-й класс по той же причине отсутствия «желающих». А в колхозные времена здесь был даже детский сад!

На этом пустыре некогда был детский сад. После распада колхоза местные жители разобрали одноэтажное здание до последнего кирпича
В этом здании раньше была «Контора» – здесь сидели начальники и бухгалтера. Теперь с другой, еще целой, стороны здания есть только магазин и фельдшерский пункт. Лет так через 10 здание настигнет участь детского сада

Когда во всем мире разрабатывают новые технологии и находят тонны полезных ископаемых, здесь наблюдается очевидный регресс. Если раньше вода подавалась через колонки, то после развала сами понимаете чего процесс этот прекратился – появилась необходимость возить воду во флягах из соседнего села, а это, между прочим, 12 километров, а в случае ЧП и вовсе из районного центра, до куда уже добрых 35 километров. Сейчас, правда, силами местных жителей установлена скважина в одном из домов, которая снабжает питьевой водой практически всю деревню. Газ в домах, по большей части, баллонах, которые привозят на смену раз в месяц. Собственно, как и пенсию – почтового пункта здесь нет, поэтому деньги приносят на дом. А когда на дворе осень или весна, дороги здесь совершенно разбиты в силу своей незаасфальтированности – не то, что пенсию вовремя не приносят, порой продукты в магазин не поставляют по несколько недель. Зимой деревня становится совершенно отрезана от внешнего вида – даже на собственной технике людям не выехать отсюда из-за высоких сугробов, которые чистятся не чаще раза в месяц. А детям, между прочим, каждое утро нужно быть в школе. Зато есть интернет! Товарищи из Ростелекома провели его через телефонную связь. С мобильной, конечно, беда – звонить только у окна, сидеть в интернете – на самом высоком комбайне.

Отечественная Нива – лучшее средство передвижения по местным дорогам. Эта модель здесь популярна и востребована у многих!
Ранее необходимые колонки сегодня обходят стороной – лишь бы не упасть

Чем старше становятся жители, тем меньше хозяйства в деревне – сегодня вот на 150 проживающих здесь человек всего … три коровы. Становится тяжело и следить за скотом, и заготавливать для него пропитание на целый год. К чему все идет? Очевидно же. Не сдается здесь только Клуб, из последних сил старающийся проводить мероприятия на праздники и сохранять культуру в деревне, высаживая цветы в клумбы и старательно сооружая лавочки возле здания.

Самые топовые праздники здесь – День Села, День пожилых людей…
Гордость деревни – единственный памятник

Не хотелось бы подводить никаких выводов, ведь это просто рассказ, просто то, что я вижу своими глазами. Грустно только то, что я уеду в город, хоть как-то развивающийся, а здесь все останется так и ничего меняться не будет. Как-то один из блогеров Кургана поднимал тему фермерского бизнеса в регионе – смотрю я вот в окно и сомневаюсь в его реальности. Нет, конечно, есть опыт развития района по средствам организации в нем работы большого предприятия, но это лишь в некоторых районах, да и как правило инициатива относительно такого бизнеса исходит от частных предпринимателей. Когда в этом районе появится такая перспектива и появится ли вообще – совершенно неизвестно. Хотя характеристика «неизвестная» – как нельзя лучше подходит этой и подобным деревням в России, которых в сотни и тысячи раз больше, чем городов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Юля Гингуляк/ автор статьи

Городской блогер. Раскрываю, обозреваю, рассказываю

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: