Проверка Бастрыкина расследования ДТП 4.12. Разбор дела – 1

Сегодня на сайте Следственного комитета России было опубликовано сообщение, что председатель СК РФ Александр Бастрыкин на время проверки отстранил от исполнения служебных обязанностей 3-х своих подчиненных: руководителя и заместителя четвертого следственного управления (с дислокацией в Екатеринбурге) ГСУ СК РФ Руслана Ибиева и Дмитрия Корешникова, а также руководителя СК РФ по ХМАО-Югре Анвара Ахмедзянова.

Отстранения связаны с проводимой в структурах ведомства внутренней проверкой, из-за многочисленных жалоб родителей пострадавших, несогласных с результатом расследования ДТП 4 декабря 2016 года под Ханты-Мансийском, в которое попала детская спортивная команда из Нефтеюганска.

Родители погибших и пострадавших детей недовольны как качеством самого расследования, так количеством персоналий, обвиненных в гибели детей.

В проводимом общественниками и журналистами гражданском расследовании, мы тоже задавались этими вопросами: почему на скамью подсудимых не попали чиновники, руководители, заказчики и владельцы перевозимого груза – АО «Башнефтегеофизика»?

Сегодня, когда оглашение материалов официального расследования прошло в суде, мы можем ознакомиться с доказательствами, собранными следователями и дать некую «правовую оценку» о возможном привлечении тех или иных лиц к уголовной ответственности за гибель и травмы маленьких спортсменов.

Что значит «отстранение от служебных обязанностей»?

Это обязательное действие при проведении служебной проверки в органах. Обязательно отстраняется руководство проверяемого подразделения, чтобы оно не могло влиять на ход проверки и не давило на подчиненных. Практика верная. Причем, обращаю внимание, что отстранен даже руководитель СК РФ по ХМАО-Югре Анвар Ахмедзянов, несмотря на то, что назначен он был на должность не так давно и уже после окончания расследования по ДТП 4.12. Положено – отстранили.

Кого и за что судим? Разберем!

Сегодня на скамье подсудимых 4 человека.

Это водитель автобуса Марат Зайнуллин и его непосредственный руководитель Александр Сидорук. Они обвиняются по тяжкой части 3 статьи 238 УК РФ – выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, совершенной группой лиц по предварительному сговору, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Следствие полагает, что Зайнуллин и Сидорук, это не работник и работодатель, а группа лиц, предварительно договорившись заработать. По факту, группу лиц тут «не пришить», несмотря на отсутствие договора между ними. Оба говорят в показаниях, кто руководитель фирмы, а кто подчиненный.

Также следователи решили, что отсутствие знака «Дети», шины с разным рисунком протектора на автобусе и неработающий спидометр (при наличии работающего цифрового тахографа, выполняющего те же функции), превышение скорости на 21 км., один отсутствующий ремень безопасности – это всё «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованию безопасности». Автобус был разбит на своей полосе грузовиком, им же выкинут на «встречку» и добит вторым тяжеловозом.

Даже, если предварительный сговор не будет доказан, это не отменяет возможность судьи применение «тяжкой» части 3 этой статьи (до 10 лет лагерей), поскольку погибло 2 и более человека.

Ирина Тарасова, ныне бывший директор спортивной школы «Сибиряк» в Нефтеюганске, отвечавшая за отправку детей на соревнования, устно выдавшая тренерам команду найти автобус, сопровождать и следить за детьми, обвиняется по части 3 статьи 293 УК РФ  – халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшего по неосторожности смерть двух и более лиц. Обвинение средней тяжести до 7 лет лагерей.

И Раиль Саитханов, владелец обоих грузовиков, разбивших автобус, являвшийся во время ДТП водителем грузовика «Вольво», задевшего, по версии следствия, своим грузом на встречной полосе автобус, после чего тот развернуло и выбросило под колеса второго грузовика «Скания», который уже и разорвал его пополам, нанеся самые основные травмы и увечья пассажирам.

Саитханова обвиняют по части 5 статьи 264 УК РФ (средней тяжести) – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть по неосторожности двух и более лиц. Светит до 7 лет лагерей.

Так как по закону, по статьям ниже тяжких, нахождение под стражей на период суда ограничивается 6 месяцами, судье Людмиле Блашковой ничего не оставалось, как отпустить под подписку о невыезде Тарасову и Саитханова. Зайнуллина и Сидорука оставили под стражей – статья тяжкая.

Факт того, что главного подозреваемого отпустили гулять по Ханты-Мансийску, и привёл к возмущению родных погибших и раненых деток, а также общественность. Что обратило внимание Бастрыкина, назначившего внутреннюю проверку работы следователей.

Следственные ошибки и странности

На суде защитник Саитханова, опытный адвокат в практике ДТП, можно сказать уничтожил все документальные доводы следствия по поводу схем и экспертных оценок. ИА «Уральский меридиан» писало об этом.

Суть такова. Следователи, проводившие первичный осмотр места происшествия, составлявшие протокол, не установили с детальной точностью ни нахождение осколков, ни следы шин на дороге. Это поверхностное отношение к расследованию позволило развалить экспертизу, показавшую, что грузовик «Вольво» находился на встречной полосе и таранил автобус. Из документов следствия не ясно, какое транспортное средство, где находилось в конкретный момент, а выводы эксперта на этой основе – ничтожны.

У обвинения остается только показания свидетелей ДТП, говорящие, что Саитханов вывел грузовик на встречку. Также не «разбита» техническая экспертиза «Вольво», показавшая, что тяжеловоз не применял экстренное торможение, т.е. спокойно столкнулся с автобусом и медленно остановился в нескольких сот метрах от места столкновения. Любопытным моментом является и доказанная часть экспертизы, что груз на прицепе «Вольво» – вездеход МТ-ЛБу был закреплен с нарушениями. По моему мнению, именно это и не позволило Саитханову резко тормозить. Вездеход по инерции просто снес бы ему кабину с головой.

Плюс экспертизой установлено, что на прицепе «Вольво» не работали задние стоп-сигналы, что однозначно запрещает движение (пункт 3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств). Еще погодные условия, которые серьезно ухудшили видимость, должны были прервать движение грузовиков до улучшения обстановки на дороге. Кстати старший брат Раиля Саитханова – Вадим Саитханов, управлявший вторым грузовиком «Скания», который разорвал автобус, – знал, что при таких погодных условиях передвигаться нельзя, но, как показал на суде, проигнорировал, потому что «не на обочине же останавливаться».

Именно, Вадим, что на обочине, если потребуется! Встать и стоять. А так – 10 детишек погибло, 2 взрослых, и с десяток осталось инвалидами.

Саитханов-старший на «Скании»

Следствием, отчего-то, практически не дана оценка действиям Вадима Саитханова. Ни его скорости, ни соблюдении дистанции. Вообще ни чему. Он проходит, как свидетель. Хотя только одно нарушение в перевозке груза по погодным условиям, это уже та же статья, что и у Сидорука с Зайнуллиным – перевозка товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц (часть 3 статьи 238 УК РФ). До 10 лет лагерей.

Возможная причинно-следственная связь. Если бы, по погодным условия, Вадим Саитханов остановился, то не совершил бы второй «добивающий» удар, разорвавший автобус пополам. При хороших погодных условиях, он мог бы держать нормальную дистанцию, скорость и вовремя отреагировать на вылет автобуса на его полосу, что привело бы к уменьшению жертв.

Саитханов-младший на «Вольво»

На «Вольво» неработающие стоп-сигналы, плохо закрепленные негабаритный груз, это тоже и однозначно квалификация по тяжкой части 3 статьи 238 УК РФ. Именно оказание этих услуг, нарушение правил перевозки, транспортировки повлекло смерти детей. Почему Раилю Саитханову следователи не инкриминировали еще и данную тяжкую статью – не понятно. Как раз с этим и придется разобраться внутренней проверке Бастрыкина в 4-м следственном управлении СК РФ в Екатеринбурге.

Возможная причинно-следственная связь. При правильном и хорошем креплении вездехода МТ-ЛБу на платформе, после касания не произошло бы его сваливание, что предотвратило бы углубление в корпус автобуса с убийством детей у окна, а также не зацепило бы автобус за раму, отчего тот не вылетел бы на встречку под колеса «Скании».

Организаторы перевозок «Башнефтегеофизика» и ООО «Ресурс»

Очень удачно, как мне кажется, «спрыгнули» с темы стороны водителей грузовиков – конторы «Башнефтегеофизика» и ООО «Ресурс». Следователи 4-го следственного управления, отчего-то, их не привлекли. У нас на скамье подсудимых сидит по большей части «сторона автобуса»: водитель, директор водителя, директор спортшколы. Дескать, направили, организовали, перевозили, не оповестили ГИБДД и т.п.

И не дана оценка действий владельца груза и фактического организатора перевозок «Башнефтегеофизики», а также «прокладке» типа ООО «Ресурс», якобы выигравшей тендер и заключившей договор аренду грузовиков «Вольво» и «Скания» с Раилем Саитхановым.

ООО «Ресурс»

Почему «якобы» и почему «прокладка»? Из материалов уголовного дела.

ООО «Ресурс» выиграло тендер «Башнефтегеофизики» на перевозку оборудования. Для этого использовало грузовики Саитханова по ранее подписанному с ним договору. Из показаний руководителя ООО «Ресурс» Ильшата Муштаева видно, что ООО «Ресурс» особо ни за что отвечать не желает. Дескать, они выиграли тендер, показали «Башнефтегеофизике» Саитханова с грузовиком, а те уже сами между собой договариваются, что, куда, когда и кому везти. Саитханов сам получает разрешение на перевозку, прочие документы и вперёд. Не довез груз – нет денег.

Если следовать из показаний Муштаева, за то, что ООО «Ресурс» передало водителя с грузовиком «Башнефтегеофизике», контора получает 5 миллионов 350 тысяч рублей по договору. «Пять лямов» за «постоять рядом»? Или это «прокладка»? Мне кажется, что прокладка и есть. Такие деньги «за просто так» не платятся.

А вот почему «якобы», как я считаю. ООО «Ресурс» заключила договор с «Башнефтегеофизикой». Дело в том, что договор между этими двумя уфимскими конторами заключен… 6 декабря 2016 года! Шестого декабря, тогда как ДТП произошло четвертого декабря – 04.12.2016! Т.е. до 6 декабря договора между ООО «Ресурс» и «Башнефтегеофизикой» на 5 350 000 рублей не существовало в природе.

И уже совершенно не важно, что в договоре от 6 декабря 2016 года указано, что он распространяется на действия между ООО «Ресурс» и «Башнефтегеофизикой» аж с 21 ноября 2016 года. Не важно! Потому что на лицо явная подтасовка.

Что мы имеет? Если договор не существовал, то это экономическое преступление, между прочим. На 5 миллионов рублей, т.е. особо крупный размер. А вот если договор был, пускай даже на словах, то руководитель ООО «Ресурс», согласно 2 договорам между Саитхановым и «Башнефтегеофизикой» проявил преступную халатность, как должностное лицо. И следователи ему должны были «осветить путь», длинной до 7 лет по части 3 статьи 293 УК РФ, как Ирине Тарасовой.

Возможная причинно-следственная связь. Если бы руководитель ООО «Ресурс» проверил крепление груза на платформе, вовремя позаботился о состоянии водителей, определил бы погодные условия, как запрещенные к выезду, трагедии можно было избежать.

АО «Башнефтегеофизика»

А вот лицу, подписавшему договор от имени «Башнефтегеофизики» с ООО «Ресурс», заместителю директора и директора Дирекции разведочной геофизики Ильнуру Сираеву, как фактическому организатору перевозок груза, повлекшего смерть по неосторожности двух и более лиц – до 10 лет по тяжкой части 3 статьи 238 УК РФ.

Возможная причинно-следственная связь. Действия «Башнефтегеофизики» однозначно можно трактовать, как организатора перевозок. Компания знала о водителе, была с ним ранее знакома, работала совместно и передавала ему груз, заводя вездеход на трал «Вольво». И подписанный задним числом договор, лишь бумажка, доказывающая позицию, что контора сама лично эту услугу производила.

Есть ли такие выводы следователей четвертого следственного управления (с дислокацией в Екатеринбурге) ГСУ СК РФ в деле? Нет и не было.

И почему я не удивлен?

Характеристика Саитханову от «Башнефтегеофизики». Молодец, говорят. Зарекомендовал себя, пишут. А ведь именно в период официальной работы Саитханова в «Башнефтегеофизике» он умудрился не поставить грузовик компании на ручник. Тяжелый «Камаз» покатился и врезалась в «Вольво». Владелец автомашины позже требовал регресса со страховой и «Башнефтегеофизики».

Продолжение следует…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Михаил Кокорев/ автор статьи

Журналист, политолог, специалист по работе с имиджем и PR. С 14 лет в телевизионной и печатной журналистике. Основные жанры: политическая и экономическая аналитика, расследования, в том числе, коррупционных проявлений. Резок, критичен, характер творческий. Не женат.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: