Радикализм или традиция: о создании российской христианской партии

После событий начала мая в Екатеринбурге возникло понимание, что православные могут создать общественное или политическое движение, чтобы его противопоставить нападкам с любой стороны. Проповедь и молитва, священнослужители и православные вышли на улицы, для общения с защитниками сквера у Свердловского академического драматического театра, выступающими против строительства на этом месте Храма Святой Екатерины. Этот порыв был замечен. О перспективах создания христианской партии и христианского политического движения корреспондент ИА «Уральский меридиан» беседует с  сотрудником Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке Оксаной Ивановой.

Корр: Часто в СМИ звучит название Христианская партия и идет сравнение с ХДС Германии. Какие предпосылки для создания политического объединения или партии сегодня имеются? Можно ли говорить о том, что в Екатеринбурге приступили к партийному строительству?

– После упомянутых событий стало понятно, что христианская традиция не самоочевидна для современного российского общества. Она требует представления, объяснения и, как видим, защиты. Часть общества находится под обаянием постмодерна, не желая ограничивать себя требованиями традиции. Это, безусловно, их право. Также как и мы, верующие, вправе отстаивать свои взгляды. Под влиянием событий произошло массовое пробуждение гражданского самосознания у православных христиан, мы очень остро пережили, что являемся не только верующими, но и членами общества, гражданами России и жителями города Екатеринбурга. Христиане на законных основаниях пришли к месту строительства, предварительно приняв участие в открытых процедурах обсуждения. И поэтому имеют право участвовать в решении вопросов, касающихся жизни города. Отказ в этом праве и послужил триггером в вопросе о необходимости гражданского представительства верующих в обществе.

 

Я бы не ориентировалась на ХДС, нам в первую очередь важно понять, насколько наша гражданская активность может быть соотнесена с нашей православной традицией. А опыт такой у Церкви есть. В начале ХХ века, после отделения Церкви от государства, она была очень активна. О партийном строительстве, наверное, говорить преждевременно. Пока, я думаю, этап неформальной самоорганизации.

Корр: Будут ли новой политической силой учтены уроки Российского христианского демократического движения? Почему это движение перестало существовать?

– Лично я общалась только Александром Огородниковым, известным советским политзаключенным. Он был одним из тех, кто пытался создать христианскую партию в 1990-х гг. По его мнению, этому процессу чинилось очень много препонов. Да и церковь была еще очень слаба после гонений.

Корр: Кто может стать инициатором или создателем новой политической христианской организации? Не является ли феномен политизации христианства чисто екатеринбургским?

– У истоков движения или партии стоять может кто угодно, а кто будет — это вопрос призвания и воли Божьей. Кого Бог изберет, и кому люди поверят, тот и будет. После вмешательства Президента в ситуацию чисто екатеринбургского уже ничего нет.

Корр: Насколько политическая борьба соответствует христианским принципам?

– Христианским принципам соответствует любовь, а общественное представительство — это вопрос гражданских прав. Свобода — это тоже дар, которым нас одарил Бог. В том числе и общественно-политическая.

Корр: Требование отставки губернатора Свердловской области из-за его «метания» в вопросе храма — это минутная слабость или реальная позиция? Что в действиях Куйвашева вызывает внутренний протест?

– Я не профессиональный политический деятель, личный блог – это по определению чувства и переживания. Комментируя известный пост, я уже говорила, что это во многом эмоциональная реакция на заявление губернатора, которое было воспринято мной как отказ в обозримой перспективе от строительства Екатерининского собора вообще. До какого-то момента он говорил о том, что интересы верующих надо учитывать, но потом, как мне показалось, решил ими пренебречь. Видимо, рассчитывая на традиционное смирение православных. Но оказалось, что у нас тоже есть голос, и мы готовы отстаивать свои интересы в обществе. Несмотря на разногласия, мы молимся о нем, как я и обещала Евгению Владимировичу при нашей встрече на приеме.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: