В Екатеринбурге состоялась очередная встреча участников Экспертного Клуба города. На ней интеллектуалы уральской столицы обсудили место современного искусства в жизни мегаполиса и поделились своими впечатлениями о 5-ой Уральской индустриальной биеннале, проходящей в эти дни. Мнения разделились: некоторые уверены, что подобное мероприятие является изюминкой Екатеринбурга, другие – что сегодня современное искусство во многом второсортно.
По словам исполнительного продюсера биеннале Алексея Глазырина, международная выставка современного искусства существует в Екатеринбурге столько же, сколько промышленный форум ИННОПРОМ, то есть промышленность теряет свою монополию.
«Любое искусство в какой-то момент времени является современным. В наш 21 век степень новаторства во всем другая. Поэтому, когда мы говорим о том, что современное искусство находится в каких-то особых эстетических отношениях со зрителем, то мы имеем в виду некую публицистичность. Современное искусство во все времена говорит о чем-то не всем понятном. Оно осмысляет все те же проблемы, что и во времена Грибоедова. Оно говорит о смерти, жизни, ее смысле и бессмысленности», – рассказал эксперт.
Журналист и постоянный посетитель биеннале Иннокентий Шеремет все же отмечает, что основная проблема современного искусства – его второсортность. «Сильных вещей нет. Все эти второсортные штуки отбивают желание смотреть современное искусство. Большая часть представленного у нас, не рождает эмоций, но я видел другие примеры, и они мне нравятся», – поделился Иннокентий. Журналиста впечатляет качественное современное искусство, которое вызывает у зрителей эмоции. Однако они соседствуют с совершенно непривлекательными слабыми работами, которые подрывают авторитет contemporary art.
Руководитель фестиваля «Стенография» Евгений Фатеев разъяснил присутствующим, что сегодня необходимо отделять искусство от политики. В своем разговоре он ввел понятие «неоварварство» – течение при котором некоторые художники живут по законам креативности и рекламной индустрии. Эксперт предложил специалистам уходить от постмодернистского дискурса и искать новые актуальные основания для своего творчества. Однако стоит помнить, что искусство второго сорта было во всем времена, но время все расставляло на свои места.
Анатолий Гагарин, руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга, подытожив встречу, отметил, что Екатеринбург должен продвигать уже сложившийся на Урале бренд Уральской индустриальной биеннале. Для повышение качества мероприятия необходимо привлекать экспертов, которые бы помогали создателям выставки бороться с искажением современного искусства.
Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»