В Екатеринбурге МУП «Гортранс» откроет музей истории городского автобуса под открытым небом. Как сообщили ИА «Уральский меридиан» в Департаменте информационной политики Администрации Екатеринбурга, уже сейчас в коллекции собраны экземпляры тех автобусов, которые перевозили пассажиров с середины XX века до наших дней.
Сегодня музей размещается в помещении предприятия – это небольшая комната с витринами, в которых хранятся различные экспонаты. Здесь можно увидеть билетные компостеры, которыми раньше пробивали билеты для контроля оплаты, автобусные рации, форму водителей, введенную в 1969 году. Среди уникальных экземпляров – оригинал удостоверения водителя 40-х годов прошлого столетия.
Предприятие городского транспорта отметит в 2025 году столетие своей работы. 1 мая 1925 начали возить пассажиров, для этих целей Свердловск закупил 12 автобусов марки FORD, вместимостью 12 человек. Однако сотрудники поделились, что была еще одна попытка открыть автобусную линию.
«В 1913 году от главной площади до озера Шарташ запустили автобусы на деревянных колесах. Лето было жарким, и колеса быстро рассыхались, поэтому их меняли ежедневно», – рассказал ведущий специалист по обучению персонала и архивариус музея Иван Илларионов.
По всей видимости, такие затраты посчитали излишними, и через 4 дня автобусы ходить перестали.
Сейчас на площадке будущего музея собраны 9 единиц ретроавтобусов, среди которых Икарус-280, Икарус-260, ЛАЗ-695, ЛиАЗ-5256 и КАвЗ-3976. Самый старый из представленных экземпляров – ГАЗ-652, их начали выпускать в 1958 году. Выставленный в музее вариант эксплуатировался до 90-х годов прошлого века, на нём видны «шашечки» маршрутного такси. АРхивариус музея Иван Илларионов сокрушается, что пока не удалось найти пример ЛИАЗ-677, так называемый «скотовоз», активно эксплуатируемый вплоть до 2000 годов.
Большую ценность для автобусного движения имели автобусы марки Икарус.
Некоторые из автобусов еще недавно использовались на линии, например, автобус-кафе (ЛИАЗ 52-56) был задействован во время Чемпионата мира по футболу в Екатеринбурге, в нём питались водители Гортранса. Этот незнакомый рядовым пассажирам автобус изготавливался специально для организации питания на отделенной территории: автобус приезжал на вахты и соревнования. Экземпляр, хранящийся в музее, начал работу в середине 90-х годов прошлого века, после чемпионата в 2018 снят с линии.
«Почти 200 автобусов свердловского Гортранса принимали участие в мероприятиях Олимпиады 1980 года и фестиваля молодёжи 1985 года в Москве», – рассказали в Департаменте.
Директор предприятия оказывает поддержку, однако на реставрацию автобусов нужно финансирование. Для восстановления одного потребуется примерно 200 тысяч рублей. Кроме того, планируется обустройство площадки музея: организаторы хотят убрать стены, чтобы автобусы было видно с проезжей части. Пока что «сокровища Гортранса» хранятся за бетонной стеной и колючей проволокой.
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.
Фото превью: Анна Овсянникова © ИА «Уральский меридиан»