Татьяна Ибрагимова: "Есть выражение "дуракам везёт" - это не про торговлю" | Уральский меридиан

24 июля в России отмечается праздник «День торговли». Торговля сегодня одна из самых быстро развивающихся сфер в обществе. Почти каждый человек может начать вести бизнес, открыть магазин, торговать и предоставлять услуги. Но в нынешних условиях пандемии и высокой конкуренции с интернет-магазинами оставаться на плаву и завлекать покупателей становится всё сложнее.

Татьяна Ибрагимова — индивидуальный предприниматель из Кировграда, содержит магазин промышленных товаров «Гардения». Для неё сфера торговли является неотъемлемой частью жизни, в которой она работает уже 24 года. Открытие собственного бизнеса — самосовершенствование, риск, страх, ответственность. Как и у любой другой деятельности есть свои плюсы и минусы.

Как открыть свой магазин, поддерживать конкурентоспособность, изменился ли потребительский рынок и каким должен быть предприниматель рассказала руководитель торговой сети промышленных товаров «Гардения» Ибрагимова Татьяна Владимировна ИА «Уральский меридиан».

— В торговле Вы уже 24 года, что достаточно много. Почему решили заниматься торговлей? С чего начинали?

— Родом я из Лысьвы Пермского края, закончила СИНХ (УрГЭУ) по специальности «Товаровед» в Екатеринбурге. Сразу после окончания института решила работать в торговле и по распределению попала в Кировград. Работала товароведом в Кировградском Продснабе (продуктовое снабжение – прим. ред). В 1997 году предприятие расформировалось. Дальше затянуло меня это дело. Долго рассуждала, чтобы начать своё дело – открыть магазин промышленных товаров, так как думала, что это легче и меньше проблем, чем с продуктами. Открыла первый магазин и назвала его «Гардения», потому что это мои любимые цветы. Через несколько лет дела пошли в гору, поэтому открыла второй и третий магазин. Но ближе к 2010-ому году пришлось закрыть один и магазинов из-за высокой арендной платы, да и доходы сократились. Через 5 лет закрыла второй магазин. Сейчас действует только один. Как и любая другая торговля — очень тяжело и ответственно.

— Известно, что 90% бизнес-предприятий разоряются в первые же годы существования. С какими сложностями пришлось столкнуться Вам? Боялись?

— Конечно, были сложности. Страх присутствовал, что не получится, не окупиться, время и вложенные деньги потрачу впустую. Он всегда возникает, когда начинаешь что-то новое и неизвестное. Вообще введение бизнеса — это большая ответственность, в начале ты сам и директор, товаровед, продавец, водитель, грузчик и даже бухгалтер. Это ты только со временем и опытом набираешь коллектив, исходя из того, что у тебя есть и что тебе нужно в первую очередь. Именно моё упорство, трудолюбие, желание расти и развиваться, поддержка близких людей заставила всё это не бросить и продолжать. Я думаю, что те, кто закрываются в первые годы своей работы, немного не уверенны в себе, считают, что раз не получилось, то дальше тем более не получится. Почему? Ты только начал, покупатели и деньги с неба не падают. Да, это трудно, но это вопрос времени. Многие ещё не рассчитывают свои силы в финансовом плане, когда планировали вложить определенную сумму денег, а получилось немного больше, что ведет к долгам, кредитам и закрытию торгового дела. Скорее всего это больше финансовая сторона вопроса, так как аренда стоит не мало.

Татьяна Ибрагимова: "Есть выражение "дуракам везёт" - это не про торговлю"
Фото: из личного архива Татьяны Ибрагимовой

— Не могу не спросить про пандемию, потому что многие магазины, кафе закрылись из-за неё. Как она повлияла на Ваш магазин?

— Очень тяжело. В первый месяц пандемии не работали, а зарплату нужно было платить, выручка стала совсем низкая. Перейти в онлайн-режим, как многие старались делать, не было возможности. Даже в минус ушли. Сейчас стараемся стабилизировать ситуацию. По-моему мнению, коронавирус полностью изменил потребительский рынок.

— В лучшую или худшую сторону?

— С какой стороны посмотреть. Несомненно, изменения для потребительского рынка повлияли в лучшую сторону, т. к. это делается для удобства и безопасности общества. Сегодня практически всё можно сделать в Интернете: оплатить, почитать, посмотреть, заказать, пообщаться. Для меня, человека которого 24 года проработал оффлайн, сказалось не самым благополучным способом. Переделывать «Гардению» в интернет-магазин не хочется, тем более затратно и больше времени уйдет.

— Как тогда поддерживать конкурентоспособность? Почему покупатель должен идти к Вам?

— В настоящий момент поддерживать конкурентоспособность трудно. Помимо торговых сетей «Магнит», «Пятёрочка» и т. д., начинают работать интернет-магазины, в которых цены соответственно дешевле и из дома выходить не надо, курьер тебе до двери доставит. Если судить по моей практике, то мы часто делаем акции, распродажи, стараемся делать цены ниже, но не всегда так получается. От этого тоже в убыток можно уйти. Покупатель идет туда, где дешевле. В данном случае выигрывают всероссийские сетевые магазины. Индивидуальным предпринимателям очень сложно в этом плане, если ты не торгуешь чем-то оригинальным, необычным. Остается ещё завлекать народ – рекламой, теми же акциями, отзывами, комментариями, низкими ценами и качеством. Сегодня качество товаров очень ценится.

— Хотелось бросить всё к «чёртовой бабушке»? Где набраться вдохновения?

— Честно признаюсь, в последнее время всё чаще посещают такие мысли… Когда массово стали открываться такие торговые сети, как «Магнит-Косметик», «Оптима», хотелось бросить, также COVID-19 повлиял. Закрыла бы, если не ответственность: у меня работают сотрудники, которых я давно знаю, уважаю и ценю. Но сложно сделать это, поскольку ты посвятил половину своей жизни магазину. Вдохновение находила в близких, родных, в тех людях, которые давно знают, поддерживают меня и магазин. Жалко расставаться с тем, чему и кому ты верен так долго.

— Как Вы справляетесь с неудачами? Сильно ли они влияют на Вас?

— Справляюсь как и все люди: успокоюсь, проанализирую ситуацию, приму решение и иду дальше работаю. Неудачи нас делают только сильнее, одушевляют на поиски чего-то нового.

— По вашему мнению, какие могут быть подводные камни в вашей сфере? Какие плюсы и минусы предпринимательства?

— Из подводных камней – когда тебе кажется, что будет как в твоих мечтах и в фильмах: у тебя много личного времени, ты каждый месяц ездишь за границу, большой офис, много покупателей и миллионы денег. Перед тем как начать нужно снять «розовые очки». Предприниматели начинают с аренды помещения 2 на 2 метра, где ты там себе хозяин. Они свободны в своих действиях, желаниях, целях, но нужно не зазнаться и помнить, что ты делаешь это для других. Конечно, я отнесла бы это к плюсам: сам контролируешь и решаешь, что и когда делать, зарабатываешь столько, сколько можешь и хочешь, свобода действий и выбора. Из минусов – большая ответственность, ненормированный рабочий график, поэтому в первое время ты можешь забыть, что такое семья и свободное время, большое количество налогов и проверок государственными контролирующими органами, финансовый риск, стресс из-за свободы. Невзирая на свободу, как предприниматель ты выполняешь многозадачность, отчего будет идти голова кругом и захочется сдаться. В этом деле потерпеть и сможешь горы свернуть.

Татьяна Ибрагимова: "Есть выражение "дуракам везёт" - это не про торговлю"
Фото: из личного архива Татьяны Ибрагимовой

— Жалеете, что начали своё дело?

— Нет, никогда не жалела. Это колоссальный опыт, торговля или, так скажем, управленческая деятельность раскрыла меня как ответственного, инициативного, уверенного, дипломатичного человека. Торговля дело такое – не попробуешь, не узнаешь. Кроме того, то, что я делаю — люблю всей душой.

— В торговле/бизнесе очень важна командная работа. Вот как подобрать свою команду мечты?

— Сразу трудно собрать идеальную команду для бизнеса, чтобы долгие годы работать вместе. Если судьбой не предназначено. Это вопрос времени и амбиций человека. Нужно понять, чего он хочет от работы. Лучше брать людей, которые готовы работать полный рабочий день на длительный период и желание развиваться в этом деле. Стоит отметить, что вас будут кидать, предавать, не уважать, оскорблять, не доверять. Время покажет, кто готов, а кто нет и только тогда можно собрать команду мечты. У меня в первые годы работы коллектив постоянно менялся, потому что кого-то не устраивали мои требования, кто-то плохо относился к работе, уходили в декрет и не возвращались, к конкурентам переходили и т. д. Сейчас работает та команда, которая со мной уже более 10 лет, и ей я могу полностью довериться.

— Что на самом деле важнее: дисциплина в коллективе или теплая атмосфера?

— Не смогу ответить точно. Для всех предпринимателей индивидуально и смотря какой бизнес ты ведешь. Так как я требовательная, то выберу дисциплину в коллективе, но это не говорит о том, что атмосфера мрачная. Наоборот, у нас теплая, дружелюбная атмосфера в коллективе, где мы всегда поддерживаем и ценим друг друга, не переходя границы. На работе начальник и подчиненный должны соблюдать субординацию, независимо оттого кем тебе приходится человек. Я бы даже сказала, если соединить дисциплину и теплую атмосферу, то как раз получиться команда мечты.

— Как Вы считаете, какими качествами должен обладать предприниматель?

— Ответственность, внимательность, трудолюбие, дальновидность, вера в себя, обучаемость, умение пойти на риск, страсть, терпение, желание чего-то добиться и расти в данной сфере. Любой человек может стать предпринимателем, главное хотеть этого и быть готовым ко всему.

— Успех в бизнесе/торговле – это везение или работа над собой?

— Прежде всего – работа над собой. Везение – второстепенное. Чтобы что-то изменить, нужно что-то сделать. Иначе можно всю жизнь просидеть, ничего не делать и в итоге ни к чему не прийти. Никогда не надеялась на удачу и везение, только на себя. Есть выражение «дуракам везет», но это точно не про торговлю.

— В конце, какие советы Вы можете дать тем, кто хочет открыть своё дело?

— В последнее время выходит очень много книг, курсов по бизнесу, как начать своё дело, как заработать свой первый миллион и т. п. Запомните, никто никогда не расскажет вам все секреты бизнеса, потому что у каждого они свои. Я считаю, что это общие фразы и пустые слова. Опыт, опыт и ещё раз опыт. Нет общего шаблона развития бизнеса с нуля. Я, конечно, не миллионер, но торговля меня за эти 24 года многому научила. Можно научить драться, научить считать, но в бизнесе можно направить и подсказать, а дальше человек сам решит, как этим распорядиться. Тут главное самокритика и самосовершенствование. Этим я не хочу сказать, что вообще ничего не читайте, никого не слушайте. Прислушивайтесь, вникайте и распоряжайтесь так, как Вам лучше, а не автору какого-нибудь бизнес-курса. Будут ошибки, падения, но потом обязательно будет взлёт.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: из личного архива Татьяны Ибрагимовой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: