«Что там, крупье?». В Уральской консерватории состоялась премьера оперы Сергея Прокофьева «Игрок»

В Уральской государственной консерватории представили премьеру постановки оперы Сергей Прокофьева "Игрок". Невероятно сложная музыка великого композитора и прекрасное исполнение артистов вызвали овацию в историческом зале Екатеринбурга. Что же там, крупье?

В год 200-летнего юбилея со дня рождения Ф. М. Достоевского и 130-летия со дня рождения композитора Сергея Прокофьева, оперная студия Уральской консерватории представила оперу «Игрок» по одноимённому произведению величайшего русского писателя. Как сообщили ИА «Уральский меридиан» организаторы, Екатеринбург единственный после двух столиц город, где ставился этот спектакль.

Фото: Анна Овсянникова © ИА «Уральский меридиан»

Постановка этого произведения было задачей нетривиальной, с одной стороны опередившая время музыка Сергея Прокофьева, с другой – вечные человеческие пороки, переданные героями Достоевского. Партитура была создана русским композитором в его 25 лет во время революций и крушения империи, оставлена им в России и воссоздана уже в эмиграции. Публике представлена вторая редакция произведения.

«Сначала я подумал, что это неисполнимо. Сейчас я счастлив, что согласился. Материал невероятно сложный и выходит за рамки понимания того, какой должна быть опера. Как можно такое написать в столь юном возрасте? Композитор опередил века. Невероятно сложный оркестр», – сказал об опере дирижёр-постановщик, профессор консерватории Александр Аранбицкий.

По признанию дирижёра, был проделан большой объём работы, прежде чем удалось осуществить задуманное, в неделю было три репетиции по 2,5 часа, в целом подготовка велась в течение трёх месяцев.

«Мы добивались, чтобы не было видно этой тяжёлой работы. И слушатели говорят нам – спектакль смотрится на одном дыхании. Все звенья спектакля увязались, это была великолепная командная работа», – рассказал музыкант.

Дирижёр пояснил, что в его концепции «Игрок» должен прозвучать по-моцартовски.

«Из кластерной музыки начали выбирать нотки, мотивы и линии, которые бы украсили фактуру спектакля. И мы нашли это», – добавил Александр Аранбицкий.

Также с корреспондентом ИА «Уральский меридиан» побеседовала проректор по учебной работе, доктор искусствоведения Елена Валериевна Панкина, разъяснив особенность и уникальность постановки в Екатеринбурге.

«Это редкий для России образец полномасштабного, причём очень сложного, спектакля, сделанного в студенческой оперной студии. Обычно консерватории работают в более скромных форматах – спектакли ставят не под оркестр, отдельными актами или фрагментами. В Уральской консерватории уже 15 лет воспроизводится весь театральный процесс, на высочайшем уровне. И это неразрывно связано с уральской вокальной школой», – пояснила учёный.

Главные роли в опере «Игрок» были отданы студентам консерватории. Образ Полины был представлен обучающейся в магистратуре консерватории Марией Анчуговой, а игрока Алексея исполнил студент 5 курса УГК Карлен Манукян. На другие роли были приглашены артисты театров Перми и Екатеринбурга: Гарри Агаджанян, Надежда Бабинцева, Владимир Фомин, Алексей Петров, Анастасия Медведева, Виталий Петров, Леонид Чугунников, Алексей Глухов.

Фото: Концертный зал УГК/Вконтакте

Вход в зал был ограничен по ряду причин, однако в рамках сотрудничества с Boosey & Hawkes Music Publishers Limited велась прямая трансляция на ютуб-канале УГК. Всего в этом году постановка будет отыграна два раза. О дальнейшей судьбе постановки организаторы пояснили, что в связи с ограничениями авторского права, как учебное заведение, консерватория не может выкупить право на регулярные постановки этой оперы.

«Такие грантовые программы (постановка осуществлялась в рамках гранта губернатора Свердловской области и субсидии регионального минкульта – прим. ред.) очень важны для консерватории, студенты получают возможность вместе с именитыми мастерами участвовать в постановках высочайшего уровня, развиваться», – пояснил председатель некоммерческого фонда «Развития и поддержки УГК» Леонид Бутинский.

Он подчеркнул также необычный для УГК формат, задуманный режиссером Павлом Кобликом. Артисты выступали не только на сцене, где также размещался оркестр, но и в партере зала, фактически герои находились наравне со зрителем. По признанию Леонида Бутинского, за те 10 лет, которые он работает с консерваторией, подобное было реализовано впервые. При этом костюмы героев возвращают нас к XIX веку. Сергей Прокофьев создал оперу в 1916 году, тогда постановка сорвалась из-за Февральской, затем Октябрьской, революций, и вышла в свет только в 1929 году в Брюсселе на французском языке.

«Сегодняшний мир тоже очень не стабилен. Сама музыка, сама проблематика происходящего не требует дублирования какими-то современными бытовыми деталями. Она современна сама по себе. Мы не только хотели задеть какие-то эмоциональные струнки, важно было заставить людей задуматься», – пояснил Павел Коблик.

«Это уже не студенческий уровень», — сказал о спектакле в Уральской консерватории знаменитый оперный критик Вадим Журавлёв. Премьера оперы «Игрок» Сергея Прокофьева прошла с огромным успехом, зрители откликнулись овацией на показ, аплодируя стоя с чередой выкриков «Браво!» музыкантам, артистам и всему коллективу, подготовившим постановку.

Фото: Анна Овсянникова © ИА «Уральский меридиан»

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем  ТГ-канале.

Фото превью: Анна Овсянникова © ИА «Уральский меридиан»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Анна Овсянникова/ автор статьи

Родилась и выросла на Урале.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: