Депутат Госдумы Жанна Рябцева: в стране с медицинским отходами полный бардак

В июле этого года российские сенаторы выступили с законодательной инициативой – упорядочить оборот медицинских отходов, вывести их из зоны "серых" схем. Мнением о нём поделись заместитель председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной думы РФ Жанна Рябцева.

В июле этого года российские сенаторы выступили с законодательной инициативой – упорядочить оборот медицинских отходов, вывести их из зоны «серых» схем. По мнению членов Совета Федерации в этом вопросе пора навести порядок. Об этом законопроекте, о проблемах обращения отходов корреспондент ИА «Уральский меридиан» побеседовал с заместителем председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной думы РФ Жанной Рябцевой.

– Корр: Жанна Анатольевна, что предлагают сенаторы, насколько актуально обратиться к теме медицинских отходов сейчас?

– Ж.Р.: По законопроекту. Они предлагают разграничения более чётких полномочий. И это логично. Как раз в рамках нашего комитета они предлагают внести поправку в 89-ФЗ. Об поговорим более подробно. Тема медицинских отходов (то, что вы говорите, и люди задают вопросы) абсолютно правильная. Она очень важная, потому что те контракты, которые заключается в медицинских учреждениях, они разные. Формы накопления у всех разные, каждая больница методику считает по своему.

И нормы накопления… Даже за килограмм у них там разнятся цифры, начиная от четырёх рублей и за десятки раз по одним и тем же позициям. Конечно, здесь можно говорить: «Бардак». И, конечно, нужно наводить порядок. Потому что мы видим, что очень много медицинских отходов появляются в контейнерах, чего быть не должно априори.

Наводить порядок нужно. Но здесь серьёзная работа, потому что в рамках этого законопроекта, который предлагают наши коллеги, в том, о чем я сказала выше, порядок мы не наведём. Мы только разграничим полномочия. Поэтому сенаторы подняли очень серьёзную проблему, которая волнует как жителей, так и медицинские учреждения, потому что методики единой нет. 

– Корр: То есть реформа обращения с медицинскими отходами – это продолжения «мусорной реформы»?

– Ж.Р.: Не так давно прошли парламентские слушания. Не по теме медицинских отходов, а в целом. Выступали Росприроднадзор, я с критикой выступила. Потому что действительно большая «мусорная» реформа идёт. Много замечаний по стране. Жители не видят изменений. Поэтому много вопросов по раздельному сбору мусора. Серьёзная была история обсуждения, часа на 4. Единой позиции нет, потому что в каждом регионе она [мусорная реформа] идёт по-разному.

Мы видим, как бесконечно создаются несанкционированные свалки строительного мусора. Тоже не навели порядок здесь, хотя знаем, фиксируем в регионах машины, которые скидывают строительный мусор. Работа очень большая. Тема актуальная, и для нашего региона 100%, потому что такие обращения приходят. Но мы их, к примеру, по тем же самым несанкционированным свалкам, в ручном режиме решаем. И по полигонам ТКО тоже есть проблемы, которые на сегодняшний день подлежат рекультивации… это действительно, серьёзная тема. Начиная от разработки проекта, и заканчивая рекультивацией тех полигонов, которые накапливали мусор десятилетиями в регионе. Любые отходы, если они в «серой зоне», должны сталь легальными, как это было с ТКО.

– Корр: Еще один вопрос по медицинским отходам. Один из моментов, который, видимо, предполагается – не только унифицировать отчётность и тарифы, но и возложить оборот медицинских отходов региональных операторов по обращению с ТКО, как существующую сетку тех, кто занимается утилизацией.

– Ж.Р.: Я думаю, что пока у них это точно не получится. Потому что у нас же медицинские отходы превращаются в ТКО, когда проходят определённую процедуру. Обеззараживание, будем так говорить. Чтобы медицинские отходы превратились в ТКО — это одна история. А вторая история в любом случае связана с утилизацией. Она очень сложная. И если даже сегодня мы посмотрим на примере какой-то больницы: контракт, куда медицинские отходы потом уходят, мы с вами не везде найдём концы, честно могу сказать. К нашим региональным операторам вопросов очень много с точки зрения ТКО. Мы с коллегами пообщались по этому вопросу. Позиция такая, скажем так, не одинаковая у всех, очень жёсткая. Проблемы медицинских отходов — это однозначно. Но мы ещё с ТКО порядок не навели. От слова совсем.

Помимо методик, мы ещё нормы накопления с коллегами обсуждали. У нас с вами нормы накопления ТКО — где-то 60 млн в год. Соответственно, сейчас то, что показывают цифры по медицинским отходам — это до 70 миллионов. Такого быть априори не может. Вот представляете, всего ТКО по стране столько, а медицинских практически столько же. На каждого человека — по 400 килограмм. Где-то очень серьёзный перекос в цифрах. Прежде чем на регионального оператора всё повесить, нам нужно навести порядок, понять, как всё у них утилизируется и так далее.. Поэтому пока регоператора я в этой схеме не вижу. Здесь еще требуется большая работа. Законопроект ещё обсуждается, в нем возможны еще коррективы.

Ранее ИА «Уральский меридиан» писало, что экологи в различных регионах России неоднократно заявляли о «серых схемах» обращения с медицинскими отходами. Так, например, Свердловское региональное отделение «Российского экологического общества» в конце 2021 года утверждало, что утилизирующее отходы медицинских учреждений Екатеринбурга ООО «Энерго» вывозит их через пункт пересортировки на полигон ТКО в Белоярском районе Свердловской области. Общественники приводили фотофиксацию захоронения медотходов. Уральские СМИ также отреагировали на эту информацию. В ходе внеплановых проверок Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры, после предупреждения собственника полигона ООО «УМПО» о датах выхода на объект, нарушения подтвердить не удалось. ООО «Энерго» подало судебный иск о защите деловой репутации к общественникам. В сентябре 2022 года экологи снова провели фиксацию нарушений на полигоне ТКО. В настоящее время региональный ОБЭП изучает заявление активистов. По данным сайта госзакупок ООО «Энерго» в текущем году исполняет 16 контрактов по обращению с медотходами на сумму более 17 млн рублей. В прошлом году таких контрактов было 41. Их сумма – аналогична.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: