Дни Эрмитажа в Екатеринбурге

Дни Эрмитажа в Екатеринбурге

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Ах, Эрмитаж, ах Эрмитаж… Какой портрет, какой пейзаж… Вот так ловко можно заменить слова в песне Раймонда Паулса, оставив смысл почти нетронутым. В одном из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира хватает не только картин, но и других достойных и ценных антикварных экспонатов. В Санкт-Петербурге я бываю не часто, поэтому и на выставках Эрмитажа появлялась буквально считанные разы. Стыдно, а что делать?!  До сих пор самым ярким впечатлением от походов в этот музей остается мимолетный танец с иностранцем. После многочасовой прогулки по залам Зимнего дворца, непрекращающихся попыток сосредоточиться и впитать как можно больше информации, фраза симпатичного незнакомца: «Shell we dance?» прозвучала спасительно. Что касается непосредственно экспозиций музея, то воспоминания остались более размытые…

К счастью, шедевры из собрания государственного музея периодически можно видеть и в других городах страны. В Екатеринбурге «Дни Эрмитажа» начались с 14 октября. Они включали курс лекций «Искусство времени правления Александра III и Марии Федоровны» и демонстрацию фильма «Эрмитаж. Погружение в историю с Константином Хабенским». Кроме того, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств была представлена выставка одной картины «И.Н. Крамской. «Портрет императрицы Марии Федоровны» (1881)».

Пропускать эти мероприятия мне показалось решением недальновидным. И руководствуясь таким ходом мысли, пришла на лекцию «Гардероб императрицы Марии Федоровны».

Что понравилось?

Понравилась сама тема. Гардероб для любой женщины – способ самовыражения и даже императрица исключением не является. Разве что наряды ее – сплошь шедевры, произведения искусства великих модельеров.

Что мы узнали?

Наряды императрицы и придворных дам – удовольствие не из дешевых. Особенно если говорить о парадных одеяниях, расшитых каменьями и золотой нитью. Некоторые из них были предназначены для появления на мероприятиях государственной важности и создавались на казенные деньги. Их выделяло министерство императорского двора. Поэтому после «выхода» эти наряды годами хранились в Зимнем дворце, а платья фрейлин вообще переходили по наследству, из рук в руки. Конечно, параметры дам менялись, рано или поздно приходилось заказывать новые модели. Однако сама императрица Мария Федоровна на протяжении всей жизни сохраняла размер талии, и тем самым, экономила деньги казны.

Для меня стал откровением тот факт, что чаще всего берегли именно мужские императорские одеяния. Например, как только умер Петр I, его наряды тут же стали реликвией. Когда же умирали императрицы, то придворные старались раздать абсолютно всё, всё до последней вещи. Не сохранились платья Елизаветы Петровны, Екатерины II. Более того, если государыня давно не надевала какое-то платье, то его могли передать фрейлинам, родственникам или вообще перешивали для детей. Но Мария Федоровна очень трепетно относилась к гардеробу и, возможно, дала наставление камер-фрау хранить все и ничего не выбрасывать. Благодаря этому наши современники и могут созерцать ее наряды. А это, скажу я вам, зрелище небезынтересное, так как Мария Федоровна следила за модой. Ее всегда снабжали свежими модными журналами, а родная сестра – супруга британского короля – присылала даже готовые платья.

Так в одном из журналов императрица впервые увидела черное вечернее платье. В те времена к черному цвету отношение было однозначное, он воспринимался как цвет траура. Считалось невозможным появиться в театре или на балу даже имея черную деталь в своем одеянии. Однако Мария Федоровна приняла этот вызов и стала следовать, как сейчас говорят, модным тенденциям. В ее гардеробе появилось великолепное платье из черного атласа, расшитое стеклярусом. Открытая шея и отстегивающийся шлейф намекали присутствующим, что наряд далек от траурного. Позже черное платье разрешили надевать даже на венчание, в случае если женщина выходила замуж второй раз.

Как ни странно, мода того времени умудрялась влиять и на литературу. Появились турню́ры – «подушечки», которые подкладывались дамами сзади под платье для придания пышности фигуре. Естественно, у петербургских модниц возникло много вопросов: как двигаться в таком платье, как садиться, как развернуть «хвост»? Тогда же в Александринском театре появилась новая постановка некой французской пьесы. Для исполнительницы главной роли в Париже заказали 18 платьев подобной конструкции. Вместе с нарядами приехали и несколько француженок, которые учили актрису двигаться в новых одеяниях. Стоит ли говорить, что весь Петербург старался попасть на спектакль и получить такой мастер-класс.

Приходили не только дамы, даже Лев Николаевич Толстой посетил сие мероприятие. Говорят, на сцене звучала незатейливая песенка, слова которой переводились так: «ты проходишь и твои юбки шуршат «фру-фру-фру». Кто-нибудь помнит, как в романе «Анна Каренина» звали лошадь Вронского? Нет, я ничего не утверждаю, а вот историки уверяют, что эти платья перевернули русское сознание.

Можно ли сделать еще лучше?

Думаю, да. Хотелось видеть более интересную и наглядную демонстрацию экспонатов. Презентация с фотографиями костюмов, сделанная в Power Point – это неплохо. То есть, в общем и целом, составить представление о наряде получалось. Однако мелкие детали подчас было не разглядеть. О них мы узнавали лишь со слов лектора… Само собой, выставлять реальные костюмы императрицы (читай-везти экспонаты в другой город) нецелесообразно. Тем не менее, цифровые технологии развиваются стремительно. Я была бы не против посмотреть видео-материалы или фотографии, демонстрирующие нюансы каждого костюма вблизи: интересный крой, узоры вышивки…

Если же вы непременно хотите видеть платья Марии Федоровны воочию, то приезжайте в Санкт-Петербург после декабря. Лектор обмолвилась, что в конце года там наконец откроется музей костюма.

Знатоки моды любят упрекать окружающих в том, что те не следят за последними тенденциями. «Вы не в тренде»,- говорят они. Но знаете, при Английском дворе следовать на шаг позади моды считалось правилом хорошего тона. Поэтому, когда слышите подобное, не расстраивайтесь. Не думайте, что Вы – в числе отстающих. Думайте, что Вы – немножко императрица!

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»39690,39691,39693,39694,39696″][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: