Студентка из Екатеринбурга рассказала об учёбе в Западно-Чешском университете после начала специальной военной операции (СВО). Переезд в другую страну для обучения – всегда трудно. Это иной мир со своими традициями, нравами и привычками, в наши дни русские студенты в Чехии сталкиваются не только с адаптацией к менталитету, языку в чужой стране, но и с оторванностью от своих родных и близких, политической ограниченностью своих действий.
Президент России Владимир Путин объявил начало спецоперации в Украине 24 февраля 2022 года: границы перекрыты, российские банки в Чехии заблокированы, что добавило проблем русским студентам.
Встала под угрозу цель их приезда в эту страну – получение образования. Многие профессора, члены управления университетами негативно высказывались в сторону русскоговорящих студентов. Одним из таких примеров стал пост в Facebook* Мартина Длоуги, профессора эконометрики Пражского экономического университета. Преподаватель сообщил, что не намерен выдавать диплом, и, вообще, обучать русских студентов по моральным соображениям. Но как сообщили на тот момент чешские СМИ, профессор удалил пост и извинился за свои слова.
Подобного рода высказывания удивили русское сообщество. Студенты из России начали волноваться об отчислениях из университетов.
Чтобы узнать, как с началом спецоперации изменилась жизнь русского студента, корреспондент ИА «Уральский меридиан» поговорила с Анной, студенткой факультета создания комиксов, направления «Иллюстрация для детей» Западно-Чешского университета. С сентября 2018 года она учится и проживает в Чехии. Сама же Анна родом из Екатеринбурга и занималась рисованием с младших классов. Но когда встал вопрос о месте обучения, она поняла, что в российских ВУЗах на творческие специальности помимо большого конкурса на одно место, плата за обучение превышает финансовые возможности ее родителей. Тогда было принято решение поступать в Чехию, так как обучение в ее Плзенском университете полностью бесплатное, затраты уходят только на ее проживание. Будучи вдали от дома, она сделала выбор в пользу профессии художника комиксов.
– Корр: Как объявление спецоперации в Украине повлияло на твою жизнь, и, вообще, русских студентов в Чехии?
– А.: Сначала никак, потому что в первые дни ничего не происходило, то есть никаких санкций не было, все было стабильно. Потом нам начали перекрывать банк, карты, и у меня не было денег: я не могла купить еду, заплатить за квартиру. Единственное, что мне помогло и, вообще, помогало весь год то, что в университете предложили финансовую помощь всем студентам, которых это затронуло, и они мне каждый месяц выплачивали по 10 000 крон, только за счет этого я могла жить здесь.
– Корр: Эта стипендия была раньше, или она появилась с началом спецоперации?
– А.: Такую стипендию начали выписывать из-за нестабильной ситуации, потому что у нас много русскоговорящих не только из России, но и из Казахстана, из Белоруссии и других стран. Всем, кого это как-то финансово затронуло, университет предложил выплачивать стипендию.
– Корр: Как отреагировало руководство университета на обучение русскоговорящих студентов в учебном заведении, на их присутствие на занятиях?
– А.: У нас все было стабильно, к нам нормально относились, никто плохо с нами не разговаривал, то есть все преподаватели нас понимали, даже пытались помочь. Когда я сказала своему куратору, что у меня нет денег на создание диплома, она подала мои документы на стипендию для гранта, чтобы я смогла напечатать свою книжку.
– Корр: Есть ли какие-то трудности с получением визы?
– А.: В этом году я получила визу до конца мая, потому что мне не хватило денег на счете. У меня не хватило денег, потому что я не могла их послать так же, как я делала это раньше: родители просто посылали их мне со своей карты банка на мою. После я могла послать деньги только через маму подруги в Казахстане, то есть моя мама перечисляла в Казахстан, оттуда подруге, которая учится со мной, и потом уже мне. Их приходилось переводить сразу в несколько валют, чтобы в итоге получились кроны. Деньги очень долго пришлось копить, потому что менялся прожиточный минимум, в итоге мне так их и не хватило, потому что они опять подняли его, и требования по средствам на счете увеличились.
– Корр: Как тебе жизнь в Чехии сейчас?
– А.: Я вполне комфортно себя чувствую. Из-за того, что я здесь уже пять лет, я почти не была дома, у меня сформировались свои новые связи, новые друзья, новая работа, и сейчас мне комфортно жить здесь.
Сейчас русские студенты приспосабливаются к изменениям в финансовом положении: ищут работу, получают специальные стипендии, переводят деньги через другие страны. А вот в социальном плане обстановка стабильна, студенты могут продолжать обучение, привыкая к новым условиям.
* Запрещённая в России соцсеть
Ранее Иа «Уральский меридиан» рассказывало о хореографе из Екатеринбурга, который отправился через Казахстан в Европу после объявления частичной мобилизации, чтобы не попасть в армию во второй раз.