Старший научный сотрудник петербургского Института мозга человека рассказала уральцам о психофизиологии творческого процесса

О психофизиологии творческого процесса рассказала уральцам старший научный сотрудник петербургского Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Мария Старченко.
Авиапленэр Кольцово художники Арт

Автор книги «Тайны творческого мозга» ученица выдающегося нейрофизиолога Натальи Бехтеревой психолог  и нейрофизиолог Мария Старченко – уроженка Екатеринбурга. Более 20 лет кандидат психологических наук, доктор биологических наук Мария Григорьевна занимается научным исследованием психофизиологии творчества. После окончания психологического факультета УрГУ (нынешний УрФУ) уехала из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и поступила в аспирантуру Института мозга человека, который сейчас носит имя Натальи Петровны Бехтеревой.

Старший научный сотрудник петербургского Института мозга человека рассказала уральцам о психофизиологии творческого процесса
Фото: из архива Марии Старченко

Книга Марии Старченко – о различиях между творчеством и креативностью, о том, как развить в себе эти качества, о психологии и нейрофизиологии творческого процесса. Об этом и о многом другом корреспондент ИА «Уральский меридиан» побеседовал с автором.

Старший научный сотрудник петербургского Института мозга человека рассказала уральцам о психофизиологии творческого процесса
Фото: Ольга Иванченко для © ИА «Уральский меридиан»

Но сначала Мария Григорьевна рассказала о том, как начался её путь к исследованию психологии и физиологии творческого процесса.

– Мария Григорьевна, Вы с детства мечтали стать психологом и целенаправленно поступали на соответствующий факультет?

– Весь 11 класс, я, по совету родителей, занималась на подготовительных курсах в УрГУ для поступления на экономический факультет. Про психологию я и не думала тогда – соответственно, не готовилась к поступлению. Факультет психологии только открылся, в 1992 году, я поступала в 1993-м – то есть, я из второго выпуска.

– Однажды сидела я дома, читала книжку (какую не помню) и размышляла о своей «нелегкой доле» – экономику я не любила, не понимала. Но родители сказали, и я, как хорошая девочка, год готовилась и собиралась поступать.

– И тут в книжке фраза – «из вас вышел бы хороший психолог». В этот момент у меня появилась мысль – Точно! Есть психологический факультет, и из меня может получиться хороший психолог (почему-то я в этом и не сомневалась). Это интересно!

– И я подала документы на психологический факультет, к которому не готовилась. Но я знала, что напишу сочинение, напишу математику и ….главная моя проблема – биология, ее я не знала, не любила и не понимала. Конкурс был, как в театральный институт – 10 человек на место.

– Математику я сдала на 4 – это был очень хороший результат. Сдать биологию надо было не ниже, чем на ту же «четверку» (за сочинение я рассчитывала получить 5 – что и произошло). Но я не знала биологию. Конечно, я готовилась оставшиеся две недели, но… я вытянула билет, который я не знала. Один вопрос я не помню, а второй был про «витамины».

– И вот сажусь я перед экзаменатором – усталым дядечкой, которого уже всё достало, и начинаю «лить» ему в уши не пойми что. Дядечка слушал-слушал, а потом и говорит – судя по всему, билета вы не знаете. Но вы настолько успешно и интересно «прошлись мне по ушам», что я не стану ставить вам «двойку». Из вас явно получится хороший психолог.

– И ставит мне «четыре». Даже не «три», а именно тот самый заветный и необходимый мне проходной балл (это к вопросу о материальности мысли). На сочинении была тема по моему любимому Достоевскому и фактически гарантированная «пятёрка». Так я поступила в УрГУ, на психологический факультет, на котором и отучилась необходимые 5 лет.

– Идея исследовать феномен творчества с позиции работы человеческого мозга возникла уже во время учёбы в УрГУ или позже?

– Это произошло позже. Одна из наших педагогов в УрФУ, очень замкнутый и неэмоциональный преподаватель однажды рассказала нам о Наталье Петровне Бехтеревой и её работах. Причем рассказала она это очень открыто и эмоционально. Меня заинтересовало её повествование, и я ознакомилась с книгой Натальи Петровны, она показалась мне крайне интересной. До этого момента я просто знала о том, что Н. П. Бехтерева есть, и имела необходимые для сдачи экзамена о физиологии мозга знания о ее теории «о жёстких и гибких звеньях».

– Когда дело шло к защите диплома, я поехала в Москву, отдохнуть. Мой любимый дядя – очень интересный человек, который всегда действовал очень прямолинейно и напористо, поставил меня в не очень простую ситуацию, задав тот самый неудобный вопрос – «Что дальше, Зин?».

– Я начала «блеять» что-то о «службе доверия», кризисных центрах, садиках и школах. На это мой прямолинейный дядя сказал – Какой Екатеринбург? Ты совсем что ли? Только Москва! В крайнем случае – Питер!

– И тут меня осенило – Бехтерева-то в Питере, а не попробовать ли мне поступить в аспирантуру? Тем более, что я слабо представляла себе, как буду на практике использовать полученные в университете знания. Мои родители меня поддержали. И я отправилась в Питер, к Наталье Петровне. Просто девочка из провинции. Никому не известная девочка, но прочитавшая все труды Натальи Петровны. А главное: понявшая, о чем она говорила.

– Я выучила ненавистную на тот момент анатомию и физиологию мозга, которая требовалась при поступлении в аспирантуру к Наталье Петровне.

Старший научный сотрудник петербургского Института мозга человека рассказала уральцам о психофизиологии творческого процесса
Фото: Мария Старченко и академик Наталья Бехтерева в Институте мозга человека, 2000 год | из архива Марии Старченко

– Самое удивительное, что Наталья Петровна приняла меня и отправила знакомиться с институтом (Институтом мозга человека, который она создала и который теперь носит ее имя). В аспирантуру я поступила. Более того, Наталья Петровна сразу определила меня в группу, которая занималась именно творчеством, и я смогла стать очень полезной, буквального с первого дня.

– Потом было много всего. Я защитила кандидатскую по психологическим наукам и докторскую по биологическим наукам. В прошлом году вышла моя книга – «Тайны творческого мозга».

– В чем заключается разница между творчеством и креативностью?

– В большинстве своём люди путают понятия творчества и креативности, и в обыденном языке – это нормально. Потому что можно сказать «творческий человек», «креативный процесс» – есть такие устоявшиеся словосочетания. Но если смотреть с научной точки зрения, между этими двумя понятиями есть разница.

– Творчеством в научно-психологической литературе называется процесс, то есть деятельность. А креативность – это некая общая способность, и если у тебя эта способность высоко развита, то ты можешь выдать какие-то высокие творческие результаты и достижения. А если она плохо развита, то и достижения твои будут невысокими.

– То есть, если я пишу книгу, то я занимаюсь творчеством, а не креативностью, и если я высококреативный человек, то книга у меня получится интересная, а если низкокреативный, то книга получится так себе (если получится).

– Значит, креативность – это то, что нам дано, а творчество – это то, как мы её реализуем?

– Правильно. Абсолютно верно.

– Так всё же, что происходит в человеческом мозге, и чем отличается мозг высококреативного человека от мозга низкокреативного человека?

– Прежде чем отвечать на такой глобальный вопрос, я хочу сделать небольшую ремарку. На самом деле творчество и креативность, с научной точки зрения, с точки зрения не психологии, а нейрофизиологии, изучать начали недавно. Первая работа по физиологии творчества, именно о том, что происходит в мозгу человека, была сделана в 1975 году.

– В чем отличие психологии и нейрофизиологии?

– Это очень простое отличие. Когда мы говорим про психологию, мы имеем ввиду психические явления, факты психической жизни, особенности личности. И мы их не связываем с физиологическим субстратом. Грубо – ты можешь быть хорошим или плохим человеком, и больным или здоровым человеком – связи между этим в психологии нет. Она есть, конечно, но она неявная. То есть, когда мы говорим о психологии, физиологию организма мы не рассматриваем.

– А когда мы говорим о нейрофизиологии, мы рассматриваем конкретно работу мозга, как органа. И нейрофизиология любых психических функций: памяти, мышления, внимания, творчества – это когда мы исследуем, что происходит в мозгу во время реализации вот этих самых психических функций, психических процессов. Какие зоны мозга активируются. Какие ритмы мозга запускаются.

– Какие зоны активируются при творческом процессе?

– Возвращаемся к 1975 году. Мы, с одной стороны, знаем мозг очень хорошо, а с другой – очень плохо. Традиционные вещи, типа внимания, памяти изучены очень хорошо с точки зрения того, что происходит при этом в мозгу человека, но этим занимались очень большое количество времени. Нейрофизиология творчества и креативности ещё очень молодая наука, и функция творчества, креативности сильно отличается от других функций тем, что она весьма индивидуальна. Данные, которые мы сейчас имеем по мозгу, сильно разрознены, противоречивы. Ученые пытаются исследовать нейрофизиологию креативности и могут получать абсолютно противоречивые результаты. Когда мы говорим о том, как мозг реализует, например, внимание, память, такого не происходит.

 – Противоречивые результаты у группы (выборки) или у индивидуума?

– Когда мы говорим о научной нейрофизиологии, мы не говорим об одном человеке, мы всегда говорим о выборке, на которой строится статистика. И проверяем, работает это или нет. Но как любые статистические вещи, на отдельном человеке мы никогда не смотрим – это, грубо говоря, ненаучный подход. На современном этапе мы очень мало знаем о творчестве и то, что я буду говорить – это наше понимание, на сегодняшний момент. Возможно, пройдет еще 10 лет, и появятся исследования и факты, которые смогут это все опровергнуть.

– Надо понимать, что работу мозга мы всегда рассматриваем в приложении к методам исследования. То есть, есть некие методы, с помощью которых мы смотрим на мозг, и каждый метод имеет свои особенности, что отражается и в специфичности получаемых данных.

– Например, есть такой метод как электроэнцефалография (ЭЭГ) – это суммарная запись активности нейронов и выражается она в ритмах. При этом мы можем говорить о частотной составляющей, о том, в каком частотном режиме работает или не работает мозг.

– Есть другие методы, которые называются нейровизуализационные – они показывают локализацию зон за счет изменения кровотока. То есть, используя метод ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) или ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) – мы не можем сказать, в каком частотном режиме работает мозг, но мы можем сказать, в какой зоне мозга у нас наибольшее потребление кровотока – и там происходит наибольшая активность. С какой позиции рассматриваем? С точки зрения ритмики или с точки зрения локализации? – это два разных подхода.

– О двух разных подходах к изучению творчества мозга, о том, какие зоны мозга активируются при творческом процессе и как наш мозг «вырабатывает» креативность, а также о многом другом Мария Старченко расскажет в продолжении нашего интервью, которое ИА «Уральский меридиан» опубликует завтра, 5 марта.

Интервью подготовила Ольга Иванченко

Мария Григорьевна Старченко – кандидат психологических наук, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой Российской академии наук (ИМЧ РАН), Санкт-Петербург; научный консультант Мемориального кабинета академика Н. П. Бехтеревой в ИМЧ РАН; преподаватель лекционного курса «Психология и педагогика» для театроведов, режиссеров, актеров и аспирантов в Российском государственном институте сценических искусств.
Ученица выдающегося нейрофизиолога академика Натальи Петровны Бехтеревой (1924-2008 гг.), работала под ее личным руководством с 1998 по 2008 годы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вера Яковлева/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: